НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кулагина Л. Б. Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Муравьи – санитары леса»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf


Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая активность, двигательная активность.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
- метод повышения познавательной активности элементарный анализ (устранение причинно–следственных связей);
- информационный метод – беседа с применением наглядных и технических средств обучения;
- частично-поисковый метод – поиск решения проблемных вопросов о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе;
- частично-исследовательский метод – проведение опыта подводит детей к собственным выводам и заключениям о жизни муравьёв в формикарии.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: расширить представление детей о жизни муравьёв в лесу и формикарии.
Задачи:
Обучающие: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса, в жизни человека.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, внимание, познавательный интерес к насекомым.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник», рисование «Нарисуй муравья»,(рассматривание особенностей внешнего вида насекомого).
Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника, презентация по теме: «Эти загадочные муравьи», формикарий, настольная лампа, раздаточный материал(карточки-лабиринты, найди насекомое, какие насекомые спрятались на картинке), цветные карандаши, карточки-схемы по этапам лепки муравья, пластилин, дощечки.
Ход деятельности.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Но куда и кого мы встретим, вы узнаете чуть позже. А пока, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнения, а вы повторяйте за мной.
Игра «Добрый лес».
Добрый лес, старый лес. (Дети широко разводят руками в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо и влево с вытянутыми руками)
Я иду играть сейчас, (Ходьба на месте)
И зову с собою вас.
Ждёт нас на лесной опушке
Муравьишка-шустрый (Низко наклоняются и присматриваются)
Муравьишка-работяга. (Ходьба с движением как будто что-то несут на плече)
Без работы, хоть убей (Разводят руками)
Жить не может муравей.
Воспитатель: «И так, ребята, куда мы пришли?»
Дети: Мы пришли в лес.
Воспитатель: Ребята, давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса.
Дыхательная гимнастика: «Запах леса».
Воспитатель: Ребята, так как мы в лесу, садитесь на этой полянке.
Кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке?
Дети: В лесной опушке ждал нас муравьишка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. А вот и он тут как тут.
Воспитатель показывает слайд 1с изображением муравья.
Воспитатель: Скажите пожалуйста, муравей-животное, птица или насекомое?
Дети: Насекомое.
Воспитатель: «Почему, муравей- насекомое?» Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что у него есть?
Дети: «У муравья есть голова, грудь, брюшко и 6 лапок. На голове глаза и усики.»
Воспитатель: Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строении считается: 6 лапок, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, а как называется дом для муравья?
Дети: ««Дом» у муравья называется-муравейник»
Воспитатель показывает слайд 2 с изображением муравейника.
Воспитатель: «Правильно, муравейник, ребята, его ещё называют муравьиным теремом. Муравьи-великолепные строители. Высота муравейника достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Муравейник состоит из надземной (насыпной) и подземной частей с множеством ходов и выходов (камер-комнат). Ребята, как устроен муравейник снаружи и из чего его строят муравьи?»
Дети: «Строят муравьи свой дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.»
Воспитатель: «Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?»
Дети: «Муравейник состоит из множества ходов и выходов.»
Воспитатель показывает слайд 3 с изображением устройства муравейника.
Воспитатель: «В муравейнике есть «Царская - комната» в которой живёт мать-муравьев, откладывающая яйца. Ещё её называют муравьиная матка.
Ещё есть «Мясная камера».
Как вы думаете, что в ней хранят муравьи?»
Дети: «Муравьи здесь хранят добычу (гусениц, бабочек.)
Воспитатель: «Ещё есть «Детские- камеры» в которых хранятся куколки и личинки.
Игра «Выложи бабочку и гусеничку»
Воспитатель: «Чтобы поиграть в эту игру мы должны превратиться в муравьёв. Закрыли глаза и медленно, кружась произносим волшебные слова: «Вот и я, вот и я, превращаюсь в муравья!», а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Давайте посчитаем.» (Дети считают количество мальчиков-муравьёв и девочек-муравьёв.)
Физкультминутка.
Муравьишка-потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Три-присел, четыре-встал.
Лапки в стороны развел,
Ничего он не нашёл.
Чтобы бабочку достать,
Надо на носочки встать.
(Движения ребята выполняют в соответствии с текстом.)
А теперь давайте, ребята, соберём из бус красивых бабочек и гусениц. Молодцы! Вы много бабочек и гусениц собрали. Но я хочу вам ещё рассказать, что муравьи живут в муравейнике большой, дружной семьёй и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи?
Дети: «Одни муравьи строят, другие охраняют муравейник»
Воспитатель показывает слайд 4 с изображением разных типов муравьёв.
Воспитатель: «Охраняют муравьиный терем-муравьи-солдаты (охранники). Муравьи, которые строят дом- муравьи-строители. Муравьи, которые добывают пищу-охотники. А ухаживающие за личинками-муравьи-няньки. Ребята, а как ведут себя муравьи в разное время года?
Дети: «Зимой муравьи спят, а в остальной период они работают»
Воспитатель: «Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает»
Воспитатель показывает слайд 5 с изображением муравьиной матки.
Воспитатель «Муравьиная матка самая главная, от нее зависит жизнь всего муравейника. Пользу или вред приносят муравьи?»
Дети: «Муравьи приносят пользу, так как они поедают насекомых, которые уничтожают растения»
Воспитатель показывает слайд 6 с изображением чем питаются муравьи.
Воспитатель: Правильно. Где много муравьёв, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьёв ещё называют санитарами леса. Муравьи приносят пользу.
Пальчиковая гимнастика: «Муравей»
Ходит, ходит муравей
На работу каждый день
Он не лодырь, не бездельник
Строит домик-муравейник.
(Дети большим и указательным пальцем одной руки на каждое слово стихотворения по карандашу выкладывают из них муравейник. Потом повторяют другой рукой)
Воспитатель: «Как надо заботиться о муравьях?»
Дети: «Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.»
Воспитатель: «Правильно. А лесники огораживают муравейники, чтобы никто не причинил вреда этому маленькому народу.
Воспитатель показывает слайд 7 с изображением формикария.
Воспитатель: «Люди научились разводить муравьёв в домашних условиях и такие муравейники называются-формикарии.
Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. О каком насекомом мы сегодня беседовали? Что нового узнали о муравьях? А теперь я предлагаю вам поработать в центрах. В центре экспериментирования ребята будут, кормить и поить муравьёв. В центре изо лепить из пластилина муравья. В центре математики выполнять задания по карточкам.
Дети выполняют задания в центрах.
Итог занятия: «Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно всё слушали».















































2022