Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, творческая активность, двигательная активность. Методы и приемы реализации содержания занятия: - метод повышения познавательной активности элементарный анализ (устранение причинно–следственных связей); - информационный метод – беседа с применением наглядных и технических средств обучения; - частично-поисковый метод – поиск решения проблемных вопросов о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе; - частично-исследовательский метод – проведение опыта подводит детей к собственным выводам и заключениям о жизни муравьёв в формикарии. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: расширить представление детей о жизни муравьёв в лесу и формикарии. Задачи: Обучающие: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса, в жизни человека. Развивающие: развивать речь детей, мышление, внимание, познавательный интерес к насекомым. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к муравьям, любовь к природе. Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник», рисование «Нарисуй муравья»,(рассматривание особенностей внешнего вида насекомого). Оборудование: иллюстрации с изображением муравья и муравейника, презентация по теме: «Эти загадочные муравьи», формикарий, настольная лампа, раздаточный материал(карточки-лабиринты, найди насекомое, какие насекомые спрятались на картинке), цветные карандаши, карточки-схемы по этапам лепки муравья, пластилин, дощечки. Ход деятельности. Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Но куда и кого мы встретим, вы узнаете чуть позже. А пока, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Добрый лес». Я буду читать стихотворение и показывать упражнения, а вы повторяйте за мной. Игра «Добрый лес». Добрый лес, старый лес. (Дети широко разводят руками в стороны) Полон сказочных чудес! (Повороты вправо и влево с вытянутыми руками) Я иду играть сейчас, (Ходьба на месте) И зову с собою вас. Ждёт нас на лесной опушке Муравьишка-шустрый (Низко наклоняются и присматриваются) Муравьишка-работяга. (Ходьба с движением как будто что-то несут на плече) Без работы, хоть убей (Разводят руками) Жить не может муравей. Воспитатель: «И так, ребята, куда мы пришли?» Дети: Мы пришли в лес. Воспитатель: Ребята, давайте подышим свежим воздухом, вдохнем запах леса. Дыхательная гимнастика: «Запах леса». Воспитатель: Ребята, так как мы в лесу, садитесь на этой полянке. Кто нам встретился на пути и ждал нас на лесной опушке? Дети: В лесной опушке ждал нас муравьишка. Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. А вот и он тут как тут. Воспитатель показывает слайд 1с изображением муравья. Воспитатель: Скажите пожалуйста, муравей-животное, птица или насекомое? Дети: Насекомое. Воспитатель: «Почему, муравей- насекомое?» Ребята, давайте рассмотрим муравья. Что у него есть? Дети: «У муравья есть голова, грудь, брюшко и 6 лапок. На голове глаза и усики.» Воспитатель: Правильно. У муравья, как и у всех насекомых главными признаками в строении считается: 6 лапок, усики, членистое тело, которое разделяется на голову, грудь, брюшко. Ребята, а как называется дом для муравья? Дети: ««Дом» у муравья называется-муравейник» Воспитатель показывает слайд 2 с изображением муравейника. Воспитатель: «Правильно, муравейник, ребята, его ещё называют муравьиным теремом. Муравьи-великолепные строители. Высота муравейника достигает иногда даже более метра. Это просторный и удобный дом с вентиляцией. Муравейник состоит из надземной (насыпной) и подземной частей с множеством ходов и выходов (камер-комнат). Ребята, как устроен муравейник снаружи и из чего его строят муравьи?» Дети: «Строят муравьи свой дом из хвойных иголок, веточек, сухих листьев, кусочков коры.» Воспитатель: «Правильно. Как устроен муравейник внутри, ребята?» Дети: «Муравейник состоит из множества ходов и выходов.» Воспитатель показывает слайд 3 с изображением устройства муравейника. Воспитатель: «В муравейнике есть «Царская - комната» в которой живёт мать-муравьев, откладывающая яйца. Ещё её называют муравьиная матка. Ещё есть «Мясная камера». Как вы думаете, что в ней хранят муравьи?» Дети: «Муравьи здесь хранят добычу (гусениц, бабочек.) Воспитатель: «Ещё есть «Детские- камеры» в которых хранятся куколки и личинки. Игра «Выложи бабочку и гусеничку» Воспитатель: «Чтобы поиграть в эту игру мы должны превратиться в муравьёв. Закрыли глаза и медленно, кружась произносим волшебные слова: «Вот и я, вот и я, превращаюсь в муравья!», а теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьишек! Давайте посчитаем.» (Дети считают количество мальчиков-муравьёв и девочек-муравьёв.) Физкультминутка. Муравьишка-потянулся, Раз-нагнулся, два-нагнулся. Три-присел, четыре-встал. Лапки в стороны развел, Ничего он не нашёл. Чтобы бабочку достать, Надо на носочки встать. (Движения ребята выполняют в соответствии с текстом.) А теперь давайте, ребята, соберём из бус красивых бабочек и гусениц. Молодцы! Вы много бабочек и гусениц собрали. Но я хочу вам ещё рассказать, что муравьи живут в муравейнике большой, дружной семьёй и каждый выполняет свою работу. Как вы думаете, чем могут заниматься муравьи? Дети: «Одни муравьи строят, другие охраняют муравейник» Воспитатель показывает слайд 4 с изображением разных типов муравьёв. Воспитатель: «Охраняют муравьиный терем-муравьи-солдаты (охранники). Муравьи, которые строят дом- муравьи-строители. Муравьи, которые добывают пищу-охотники. А ухаживающие за личинками-муравьи-няньки. Ребята, а как ведут себя муравьи в разное время года? Дети: «Зимой муравьи спят, а в остальной период они работают» Воспитатель: «Начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью муравьи трудятся. И лишь ближе к зиме жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие камеры и сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег, земля прогревается и муравейник снова оживает» Воспитатель показывает слайд 5 с изображением муравьиной матки. Воспитатель «Муравьиная матка самая главная, от нее зависит жизнь всего муравейника. Пользу или вред приносят муравьи?» Дети: «Муравьи приносят пользу, так как они поедают насекомых, которые уничтожают растения» Воспитатель показывает слайд 6 с изображением чем питаются муравьи. Воспитатель: Правильно. Где много муравьёв, не будут жить такие насекомые, как пилильщик, тля и другие. В природе муравьёв ещё называют санитарами леса. Муравьи приносят пользу. Пальчиковая гимнастика: «Муравей» Ходит, ходит муравей На работу каждый день Он не лодырь, не бездельник Строит домик-муравейник. (Дети большим и указательным пальцем одной руки на каждое слово стихотворения по карандашу выкладывают из них муравейник. Потом повторяют другой рукой) Воспитатель: «Как надо заботиться о муравьях?» Дети: «Не уничтожать, не топтать, не разорять муравейники.» Воспитатель: «Правильно. А лесники огораживают муравейники, чтобы никто не причинил вреда этому маленькому народу. Воспитатель показывает слайд 7 с изображением формикария. Воспитатель: «Люди научились разводить муравьёв в домашних условиях и такие муравейники называются-формикарии. Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. О каком насекомом мы сегодня беседовали? Что нового узнали о муравьях? А теперь я предлагаю вам поработать в центрах. В центре экспериментирования ребята будут, кормить и поить муравьёв. В центре изо лепить из пластилина муравья. В центре математики выполнять задания по карточкам. Дети выполняют задания в центрах. Итог занятия: «Ребята, спасибо вам, что сегодня вы были моими помощниками и внимательно всё слушали».