Исследовательская и проектная деятельность

Будамишина Т.Е., Фролова И.А. Основные аспекты выполнения индивидуального исследовательского проекта

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования рассматривают задачу активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся как одну из основных задач современного образования. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование

критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Все это слагаемые научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа как вид интеллектуальной деятельности обучающихся связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение 3 основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Структура лингвистического исследования.

• Содержание.

• Введение.

• Глава 1 (Теоретическая).

• Глава 2,3 (Анализ языкового материала).

• Заключение.

• Литература (Источники сбора языкового материала, Справочная литература – словари, научные исследования, интернет источники).

• Приложения.

При работе над исследовательскими проектами следует соблюдать принципы исследовательской деятельности обучающихся: добровольность, доступность, сотрудничество, личная значимость, открытость образования.

· Принципы доступности и посильности обучения являются общедидактическими. Нельзя ставить перед учащимися исследовательские задачи, которые по силам коллективу ученых. Следует учитывать не только возрастные особенности школьника, но и их личностные возможности

· Принцип сотрудничества проявляется в субъектно-субъектных отношениях между учителем-руководителем и учеником. Такие взаимоотношения развивают коммуникативные навыки и умения сотрудничать.

· Педагог ведет исследование вместе с учеником и обучает его методике проведения исследования. Учитель должен быть носителем культуры научного исследования.

· Принцип добровольности заключается в том, что педагог, заинтересованный в организации исследовательской работы учащихся, должен смоделировать такое «мотивационное пространство», которое бы вызвало интерес у каждого школьника

· Учет личных интересов и склонностей учащегося при выборе темы исследования поддерживает принцип личной значимости.

Следующим аспектом является соблюдение всех этапов создания исследовательского проекта.

1. Подготовка.

2. Планирование.

3. Исследование.

4. Результаты.

5. Представление

6. Оценка результатов.

Этап подготовки один из самых сложных и ответственных. Остановимся подробнее на нем. И первая задача – выбор темы.

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу

3. По выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература

Следующий шаг – формулировка темы.

· Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер. В конце работы тема может поменяться.

· Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

· Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

· Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного (процесс развития научного познания), предмет и объект исследования, проблему.

Правильно сформулированная тема соответствует следующим критериям:

· тема содержит предмет, объект, проблему исследования;

· адекватно отражает содержание работы (не является шире или уже содержания);

· соответствует научному стилю речи;

· соответствует цели и задачам исследования.

Распространенные ошибки в формулировании темы.

· Пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату. Описательная тема провоцирует пересказ общеизвестного, особенно когда исследуется неновое явление.

· Широкая формулировка темы. Названия исследовательских работ иногда совпадают с названием целого направления или раздела науки.

· Излишнее наукообразие в формулировании темы.

Определение актуальности и новизны.

Обосновать актуальность выбора темы исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Описание актуальности не должно быть многословным.

Определение гипотезы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований:

- быть проверяемой;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

Постановка цели и определение задач.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав.

Методы исследования.

• Теоретические

• моделирование

• анализ

• синтез

• Эмпирические

• наблюдение

• сравнение

• эксперимент

• тестирование

• интервьюирование

• Математические

• программирование

• статистические

Изучение научной литературы требует:

} Владения различными типами чтения: просмотровое чтение, ознакомительное (выборочное) чтение, изучающее чтение.

} Умения работать с разными источниками информации (научный текст, интернет источники, таблицы, схемы, фильм, словари, справочная литература, речь и т. д.).

} Учитель может предложить адаптированный научный текст, аннотированный список интернет ресурсов.

} Владения культурой конспектирования.

Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложить найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыть тему исследования - это 70 % работы. Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы. Кроме того, следует обратить внимание на правильное оформление источников и цитирования.

Библиографический список

1. Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – 2011.-№1.

2. Баскаков, А.Я. Методология научного исследования / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – Учеб. пособие. –. 2-е изд., испр. – Киев, МАУП, 2004. – 216 с.

3. ФГОС https://fgos.ru/
2022