НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Власова М.Б. Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Библиографическое описание:
Власова М.Б. Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

«Превращение Снежной королевы»

Приоритетная образовательная область «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Формирование связной речи посредством художественных произведений.

Задачи:

- формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, правильно строить предложение;

- способствовать развитию связной речи, активизация словаря;

- закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке, изображению героев;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;

- активизировать словарь детей глаголами, обозначающими различные действия, прилагательными, обозначающими личностные характеристики героев сказки;

- развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, воображение, память;

- воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, дружбы, желания помочь в трудную минуту.

Предварительная работа: Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр мультфильма (1957г.) «Снежная королева», беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, художественное творчество – рисование «Замок Снежной королевы», лепка «герои сказки», тематические раскраски, музыкальный досуг – инсценировка по мотивам сказки «Снежная королева».

Материалы: письмо и карта, панно «Замок Снежной королевы», разрезанные изображения доброй и злой королевы, изображения героев сказки (цветочница, маленькая разбойница, принц и принцесса, массажная дорожка, елочка, снежинки, снежинки с буквами, кроссворд «Цветы», льдинки с заданиями, сюрприз для детей – леденцы.

Ход ООД:

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в садик принесли конверт. Как вы думаете, что в нем?

Дети: Письмо.

Воспитатель: Интересно, от кого оно? Давайте откроем конверт и прочитаем. (Воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Герда, вы, конечно, помните из какой я сказки. Сказка закончилась хорошо, мой брат Кай снова со мной, он добрый и веселый. Но случилась другая беда: Снежная королева от злости заколдовала всех наших друзей, с которыми мы часто играли во дворе и у них теперь тоже лед в сердце. Вы добрые и смелые ребята и сможете мне помочь. А чтобы это сделать, вам нужно собрать ледяные осколки зеркала Снежной королевы, которые она разбросала. На них задания, которые вам необходимо выполнить и тогда наши друзья снова станут прежними, добрыми и веселыми. К письму прилагается карта, где обозначен ваш маршрут. Удачи вам, друзья!».

Этап 2. Практический.

Воспитатель: Ребята, мы сможем помочь Герде и Каю расколдовать их друзей?

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда мы раскрываем карту и смотрим, откуда нам надо начать свой путь.

Посмотрите, начало пути у ворот сказочной страны. Как мы можем к ним попасть? (варианты ответов детей – пойти, поехать, полететь. Под волшебную музыку имитируют полет).

Воспитатель: мы очутились у ворот сказочной страны. (Дети находят льдинку). Вот и первое задание, написанное на льдинке: «Соберите изображение и расскажите кто я и какая я». (Дети собирают изображение злой королевы из фрагментов). (Фото1)

Фото 1

Воспитатель: Ребята, кто же изображен на картинке?

Дети: Снежная королева.

Воспитатель: Расскажите, какая она, какое у нее выражение лица, взгляд.

Дети: Злая, плохая, холодная, взгляд недобрый, ледяной, сердитый, опасный и др.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с первым заданием. Теперь посмотрите на карту и скажите, куда нам дальше идти?

Дети: На карте нарисована дорожка, цветы.

Воспитатель: Правильно, нам нужно пройти по дорожке, и мы попадем в сад к цветочнице, и там нас ждет новое задание. Но дорожка не простая, если по ней передвигаться, надо говорить о своих действиях. Например: Я быстро иду по дорожке.

Дети проходят по дорожке со словами: «я иду по дорожке», «я шагаю по дорожке», «я прыгаю по дорожке», «мы скачем по дорожке» и др.

Воспитатель: Молодцы! Нас в саду встречает Цветочница (выставляется картинка) и дает нам следующую льдинку с заданием: «Выйдите из сада, если разгадаете кроссворд». Ребята, в кроссворде названия цветов, которые растут в саду, наверное, Цветочница их забыла, но мы сможем разгадать.

(Дети говорят названия цветов на картинке, воспитатель или ребенок вписывает слова в кроссворд под соответствующим номером). (Фото 2)

Фото 2

Воспитатель: Молодцы! Нам удалось выбраться из сада. Давайте посмотрим карту, куда же нам дальше идти? Впереди дворец принца и принцессы. А вот и они (выставляется картинка).

Дети находят льдинку, воспитатель читает задание: «Принц и принцесса любят играть в разные игры. Но все игры им надоели. Научите их играть в новую игру»

Воспитатель: Ребята, давайте научим играть принца и принцессу в игру «Угадай слово»

Дети называют слово, подходящее по его определениям:

- Белый, пушистый, холодный (снег);

- Трескучий, крепкий, зимний (мороз);

- Легкая, порхающая, красивая (снежинка);

- Ледяная, остроконечная, капающая (сосулька);

- Сладкое, холодное, вкусное (мороженое).

Воспитатель: Молодцы ребята, принцу и принцессе понравилась новая игра, и они предлагают вам поиграть в свою интересную игру.

Физкультминутка «Ледяная фигура»

Все снегом заметает ветер ледяной (Дети идут врассыпную, машут над головой руками)

В круговерти кружимся даже мы с тобой (Кружатся на месте)

А мороз ударит – все скует за раз (разводят руки в стороны, хлопок в ладоши)

И фигурой ледяной станешь ты сейчас (Покачиваются из стороны в сторону)

Мороз ударил – раз! Мороз ударил – два! Мороз ударил – три! (3 хлопка в ладоши)

Ледяная фигура, замри! (Принимают различные позы).

Воспитатель: Ребята, мы немного отдохнули, и нам пора отправляться дальше. Посмотрим карту. Впереди нас ждет дорога через лес к домику маленькой разбойницы.

(дети находят льдинку). Воспитатель читает задание «Надо развеселить маленькую разбойницу». (Выставляется изображение маленькой разбойницы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какая девочка?

Дети: Грустная, расстроенная, сердитая, злая, недобрая…

Воспитатель: Как вы думаете, почему маленькая разбойница расстроенная?

(Предполагаемые ответы детей: кто-то обидел, что-то болит, нет друзей и др.)

Воспитатель: Дело в том, что скоро праздник – Новый год, все будут наряжать елку. У маленькой разбойницы в лесу много елочек, но, ни одной нарядной. Давайте поможем ей украсить елочку игрушками. На елочку надо повесить только те игрушки (снежинки), на которых написана первая буква имени девочки – Разбойница. С какой буквой мы будем искать игрушки?

Дети: С буквой Р. (Дети выбирают елочные игрушки (снежинки) с буквой Р и произносят звук Р).

Воспитатель: (незаметно рисует улыбку на лице маленькой разбойницы)

- Посмотрите на девочку, ребята. Какая она стала?

Дети: -Веселая, добрая, радостная, счастливая, улыбчивая.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием, и маленькая разбойница указала нам дальше путь по карте и дала нам очередную льдинку. Задание «Пройти сквозь метель».

Воспитатель: Ребята, вспомните, как трудно было Герде идти к замку Снежной королевы. Нам тоже сейчас предстоит этот трудный путь. Покажите и расскажите, как мы будем идти сквозь метель?

Дети показывают движения – идут по сугробам, сгибаются от ветра, закрывают лицо, рассказывают о своих действиях (например: «Мне трудно идти по сугробам» или «Я закрываю рукой глаза, потому что мешает снег» и др.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вам удалось пройти сквозь метель, осталось стряхнуть с себя снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку» - дети сдувают бумажную снежинку с ладони, с носа, с ладони друг друга, складывают снежинки в кучку. (Фото 3)

Фото 3

Воспитатель: Посмотрите, получился настоящий сугроб из наших снежинок, а в сугробе спрятана льдинка с заданием: «Расскажите о стране, где живет Снежная королева».

Дети: Там всегда холодно, не бывает солнца, везде снег и лед, там живут белые медведи, северные олени, на небе бывает северное сияние, там мало растений, всегда полярная ночь и др.

Воспитатель: (выставляется панно, макет «Замок Снежной королевы»). (Фото 4)

Фото 4

Вот мы и добрались до нашей цели, пришли к замку Снежной королевы. (Дети находят льдинку). Ребята, здесь написано, что мы должны сложить из найденных льдинок изображение.

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: Молодцы, вы собрали изображение Снежной королевы, расскажите, какая она на этой картинке.

Дети: Улыбающаяся, добрая, красивая, нежная, ласковая.

Этап 3. Рефлексивный.

Воспитатель: Ребята, вы так старались выполнить все задания, что удалось расколдовать не только друзей Герды и Кая, но и саму Снежную королеву. Она превратилась в добрую волшебницу, и теперь будет творить только добрые чудеса. Посмотрите, на одной из льдинок написаны волшебные слова.

Воспитатель читает, дети повторяют под волшебную музыку: «Льдинки-холодинки, быстро растопитесь, и в конфетки вкусные быстро превратитесь» (Воспитатель незаметно меняет льдинки на леденцы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали трудный путь, чтобы помочь друзьям Герды и Кая. Давайте вспомним, какие трудности нам пришлось преодолеть?

Дети: Очутились в волшебной стране, проходили по дорожке к саду Цветочницы, отгадывали кроссворд, играли с принцем и принцессой, помогли нарядить елочку маленькой разбойнице, проходили через метель, расколдовали Снежную королеву.

Воспитатель: Молодцы, а чтобы окончательно растопить лед в сердцах детей и Снежной королевы, поиграем в игру «Добрые слова».

Дети берутся за руки, произносят друг другу добрые слова, в конце – обнимают друг друга.

Библиографический список

1. Агрушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». М.: Мозаика», 1999.

2. Бочкарева О.И. «Развитие речи. Занимательные материалы» изд. «Корифей» г. Волгоград, 2008.

3. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». изд. «Сфера» Москва, 2001.

4. Ушакова О.С. «Скажем правильно». Речевые игры и упражнения для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
2024