Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Гринберг В.В. Актуальные направления программ дополнительного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf


Система дополнительного образования все активнее входит в ряд с основным образованием (дошкольным, школьным, профессиональным). Это можно обусловить рядом причин:
1.       систематизация и применение на практике знаний, полученных из разных источников;
2.       возможность поиска единомышленников, вовлечение ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами;
3.       возможность изменения и комбинирования образовательных программ, учитывая потребности и способности детей;
4.       повышение мотивации к обучению и др.
Л.И. Магомедова считает, что одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Именно поэтому система и учреждения дополнительного образования имеют очень весомую роль в Российском образовании, находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Меняются и направления работы.
История дополнительного образования в России очень богата и насчитывает уже 100 лет. Система образования СССР и России имеет явные отличия, некоторые отличия есть и в функционировании дополнительного образования.
Первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. часто называют «педагогическим ренессансом». Данное время, действительно, отличалось активным поиском разнообразных пеагогических методов и экспериментов, а так же разрушением прежних тенденций сложившегося баланса между частной и государственной школой. Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В это же время была утверждена первая организационно-государственная структура, которая осуществляла управление внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, к функционалу которого относилось развертывание культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения.
Внеурочная работа становилась важным аспектом воспитательной деятельности и проводилась в школах в двух формах: кружки и массовые мероприятия. Кружковая деятельность была направлена на учащихся, начиная с 3 класса. Разнообразные кружки можно свести к следующим основным группам.
1.       Общеобразовательные (литературный, исторический, географический, естественноведческий, математический и др.).
2.       Художественные (драматический, хоровой, музыкальный, живописи и рисования, хореографический и др.).
3.       Трудовые и технические (столярный, кружок кройки и шитья, кружки по изучению трактора, фото, кружки радиолюбителей, авиамоделистов и др.).
4.       Физкультурные.
Участие детей в кружках было добровольное. Дети группировались в кружки независимо от класса и возраста, соответственно своим интересам.
Система дополнительного образования непрерывно развивается, и, если 20-30 лет назад она ограничивалась творческими кружками и спортивными секциями, то на данный момент современным школьникам доступен более обширный спектр направления, отвечающий запросам молодежи: граффити, паркур, воркаут, геймдизайн, урбанистика, программирование, веб-дизайн и многое другое. На данный момент выделяют 6 направлений дополнительного образования:
1.       туристическо-краеведческая;
2.       естественнонаучная;
3.       художественная;
4.       социально-педагогическая;
5.       техническая;
6.       физкультурно-спортивная.
Становление системы дополнительного образования России началось еще в 2012 году, когда закон "Об образовании" четко разделил все программы дополнительного образования на предпрофессиональные и общеразвивающие. По мимо этого так же была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. По итогу, общеразвивающие программы делятся на такие уровни:
·          досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения);
·          продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту);
·          обучающие (регламентированные требования к учебным результатам).
Обучение по программам дополнительного образования позволяет наиболее полно раскрыть круг способностей и возможностей ребенка, найти в нем творческие, спортивные, социальные и другие способности, которые в будущем помогут ему в процессе социализации, выборе профессии, развитии своих мягких и жестких навыков. Об этом пишет и Л.Э. Трусова: «Выпускники образовательных организаций будут более востребованными и конкурентоспособными. За счет этого произойдет увеличение эффективности вложения общества в систему образования» в своей статье «Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей».

Литература

1.       Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2.       Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Мир Науки – 2016. [Электронный ресурс]. http://mir-nauki.com/ (дата обращения 08.09.2019)
3.       Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – 2015. [Электронный ресурс]. https://publikacia.net (дата обращения 05.09.2019)
2019