Система дополнительного образования все активнее входит в ряд с основным образованием (дошкольным, школьным, профессиональным). Это можно обусловить рядом причин: 1. систематизация и применение на практике знаний, полученных из разных источников; 2. возможность поиска единомышленников, вовлечение ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами; 3. возможность изменения и комбинирования образовательных программ, учитывая потребности и способности детей; 4. повышение мотивации к обучению и др. Л.И. Магомедова считает, что одна из главных задач дополнительного образования заключается в создании таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в согласии с их желаниями, интересами и наличествующим потенциалом, непрерывно стремились бы узнать что-то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. Именно поэтому система и учреждения дополнительного образования имеют очень весомую роль в Российском образовании, находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Меняются и направления работы. История дополнительного образования в России очень богата и насчитывает уже 100 лет. Система образования СССР и России имеет явные отличия, некоторые отличия есть и в функционировании дополнительного образования. Первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. часто называют «педагогическим ренессансом». Данное время, действительно, отличалось активным поиском разнообразных пеагогических методов и экспериментов, а так же разрушением прежних тенденций сложившегося баланса между частной и государственной школой. Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В это же время была утверждена первая организационно-государственная структура, которая осуществляла управление внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, к функционалу которого относилось развертывание культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения. Внеурочная работа становилась важным аспектом воспитательной деятельности и проводилась в школах в двух формах: кружки и массовые мероприятия. Кружковая деятельность была направлена на учащихся, начиная с 3 класса. Разнообразные кружки можно свести к следующим основным группам. 1. Общеобразовательные (литературный, исторический, географический, естественноведческий, математический и др.). 2. Художественные (драматический, хоровой, музыкальный, живописи и рисования, хореографический и др.). 3. Трудовые и технические (столярный, кружок кройки и шитья, кружки по изучению трактора, фото, кружки радиолюбителей, авиамоделистов и др.). 4. Физкультурные. Участие детей в кружках было добровольное. Дети группировались в кружки независимо от класса и возраста, соответственно своим интересам. Система дополнительного образования непрерывно развивается, и, если 20-30 лет назад она ограничивалась творческими кружками и спортивными секциями, то на данный момент современным школьникам доступен более обширный спектр направления, отвечающий запросам молодежи: граффити, паркур, воркаут, геймдизайн, урбанистика, программирование, веб-дизайн и многое другое. На данный момент выделяют 6 направлений дополнительного образования: 1. туристическо-краеведческая; 2. естественнонаучная; 3. художественная; 4. социально-педагогическая; 5. техническая; 6. физкультурно-спортивная. Становление системы дополнительного образования России началось еще в 2012 году, когда закон "Об образовании" четко разделил все программы дополнительного образования на предпрофессиональные и общеразвивающие. По мимо этого так же была предусмотрена систематизация дополнительного образования в зависимости от требований к результатам. По итогу, общеразвивающие программы делятся на такие уровни: · досуговые (допускается полное отсутствие результата и механизма его измерения); · продуктивные (определенные параметры к получаемому продукту); · обучающие (регламентированные требования к учебным результатам). Обучение по программам дополнительного образования позволяет наиболее полно раскрыть круг способностей и возможностей ребенка, найти в нем творческие, спортивные, социальные и другие способности, которые в будущем помогут ему в процессе социализации, выборе профессии, развитии своих мягких и жестких навыков. Об этом пишет и Л.Э. Трусова: «Выпускники образовательных организаций будут более востребованными и конкурентоспособными. За счет этого произойдет увеличение эффективности вложения общества в систему образования» в своей статье «Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей».
Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) 2. Магомедова Л.И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей // Мир Науки – 2016. [Электронный ресурс]. http://mir-nauki.com/ (дата обращения 08.09.2019) 3. Трусова Л.Э. Дополнительное образование в контексте концепции развития дополнительного образования детей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – 2015. [Электронный ресурс]. https://publikacia.net (дата обращения 05.09.2019)