Исследовательская и проектная деятельность

Солонына Н.П., Андронова Е.А., Кириленко И.А. Логопедический проект по развитию связной речи у детей с ОВЗ «Страна красивой речи»

Библиографическое описание:
Солонына Н.П., Андронова Е.А., Кириленко И.А. Логопедический проект по развитию связной речи у детей с ОВЗ «Страна красивой речи» // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Актуальность: чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование. Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Проблема: развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из основных речевых задач, которые ставит перед собой учитель-логопед. Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОВЗ является препятствием для успешного обучения в школе. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих речевую патологию. Речевые нарушения отрицательно влияют на адаптацию и социализацию ребенка в школе, на успеваемость, на развитие умственных способностей и личностных качеств ребенка.

Гипотеза: я предполагаю, что специальные коррекционные занятия, с использованием различных приёмов и методов обучения, значительно повышают уровень формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Цель проекта:
совершенствование традиционных методов и приёмов работы по формированию и развитию связной речи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОВЗ.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой определены следующие задачи исследования:

Задачи проекта:

1. воспитание звуковой культуры речи;

2. обогащение, закрепление и активизация словаря;

3. совершенствование грамматической правильности речи;

4. формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи;

5. обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;

6. повысить профессиональную компетентность педагогов;

7. сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: учитель- логопед; воспитатели; воспитанники центра, родители.

Общие сведения о проекте:

Планируемый результат: развитие связной речи в соответствии с возрастной нормой развития (достижение целевых ориентиров).

Целевые ориентиры: ребенок владеет речевыми умениями:

· инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности;

· с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей;

· имеет богатый словарный запас;

· безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;

· речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Методы проекта:

· игровой;

· творческий;

· словестный;

· наглядный;

· практический;

· использование ИКТ;

· развивающие игры.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный (подготовительный)

1. Накопление информации. Мониторинг речевого развития старших дошкольников.

2. Изучение методической литературы по теме «Мнемотехника для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика», «Логопед».

3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.

4. Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.

5. Разработка проекта по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

6. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.

2 этап. Практический (выполнение проекта)

1. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов и т.д.

2. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

3. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

7. Составление перспективного плана работы «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ».

8. Речевые игры с движением

9. Занятия по обучению детей рассказыванию с использованием различных методик.

10. Слушание аудисказок.

11. Игры-драматизации по знакомым сказкам.

Работа с родителями (сентябрь – май)

1. Консультации «Развитие связной речи детей дома»

2. Акция «Подари книжку в группу»

3. Памятка для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»

4. Акция «Вместе с ребенком» - создание мнемотаблиц по теме «Любимое стихотворение»

5. Поощрение родителей в виде «Благодарственного письма» и поощрение детей медалями «За стремление к знаниям».

Работа с педагогами (сентябрь – май)

1. Консультация «Формирование связной речи у дошкольников», «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников»

2. Мастер класс для воспитателей группы «Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

2. Выполнение рекомендаций логопеда по развитию связной речи детей с ОВЗ.

3. Заключительный.

Предполагаемый результат:

- совершенствование связной речи

- пополнение и активизация словарного запаса детей словами-определениями;

- умение договариваться и работать слажено;

- умение обратиться к взрослому с вопросом;

- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

Презентация проекта.

Заключение

Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Правильно употребляют лексико - грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад». Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития связной речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки. В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

Библиографический список

1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М., 2009.

2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.

3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.

4. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. - 2006.

5. Белоусова, С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников.- 2005.

6. Белоусова, Л. Е. Весёлые встречи - 2003.

7. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – СПб., 2000.

8. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 - 59.

9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. – С. 59 – 62.

10. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.

11. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2009. – 128 с.

12. Гуськова А.А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок // Логопед. – 2008. - № 4. – С. 32-42.

13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.

14. Кулакова Т.В., Козина И.В., Павлова Т.С. Обучение детей пересказу на логопедических занятиях//Логопед. – 2006. - № 4. – С. 50-61.

15. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий логопеда. – М.: Изд-во ГНОМ, 2011. – 172 с.
2023