НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Петрова С.В. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в педагогической науке

Библиографическое описание:

Петрова С.В. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся в педагогической науке // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.

Вопрос развития познавательной деятельности ребенка как условие умственного и нравственного развития школьника в разные периоды находил отражение в трудах П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, JI. H. Толстого, Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо и др.

Исследование активизации познавательной деятельности проводилось в следующих направлениях:

1) Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся – Б. П. Есипов, Т. И. Шамова и др.

2) Развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности школьников − Б. И. Коротяев и др.

3) Поиск рациональных методов и приёмов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся- Б.И. Коротяев и др.

4) Формирование познавательного интереса школьников в общедидактическом аспекте – Г.И. Щукина, Л. И. Божович и др.

5) Активизация школьников в учении как необходимое условие повышения качества знаний учащихся – Ф.И. Харламов, Т. И. Шамова, Г.И. Щукина и.д.р.

На сегодняшний день выделяют следующие виды познавательной деятельности: общие и специфические. Общие виды познавательной деятельности используются при работе в разных областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.).

К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие, которые используются только в данной области знания.

Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Под её влиянием развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

· отстаивать свое мнение;

· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

· рецензировать ответы товарищей;

· оценивать ответы и письменные работы товарищей;

· заниматься обучением отстающих;

· объяснять более слабым учащимся непонятные места;

· самостоятельно выбирать посильное задание;

· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

На сегодняшний день нет единой трактовки понятия «познавательная активность». Рассмотрим определения разных авторов и сравним их.

Понятие «познавательной активности» Лисина М.И. определяет следующим образом: «Понятие «активность» примерно одинаково часто применяется для обозначения трёх неодинаковых явлений: 1) определённой, конкретной деятельности индивида; 2) состояния, противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности.

Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико – синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

А. Г. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…». Признавая за учащимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности.

Г. И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».

Обращает на себя внимание направленность перечисленных выше определений: все они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идет о познавательной активности школьников. Между тем активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс: условия, активизирующие процесс познания, создает прежде всего учитель, а демонстрирует результат этих условий – собственно познавательную активность – ученик.

Е. В. Коротаева понимает под познавательной активностью личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами. Именно эта точка зрения нам кажется убедительной, но требуется уточнение: речь идет о таком качестве личности, которое проявляется в стремлении ребенка осуществлять поисковую деятельность, проявлять умственную гибкость и овладевать мыслительными операциями в соответствии с поставленными целью и задачами.

В литературе существуют различные подходы к типологии познавательной активности обучающихся. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г. И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения: репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительская и творческая активность, тем самым предлагается методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; во втором − о поисково-исполнительской, при которой ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи; и, наконец, в третьем − о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.

Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной активности, но определяет их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на первом уровне познавательней активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня говорит само за себя; уже имея некоторые знания, необходимо научиться трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

И в той, и в другой классификации речь идет об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (разного уровня) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включенности в процесс дознания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (в социологии - это одностороннее приня тие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается еще один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением; ситуативно-активный как переходная ступень от нулевой к стабильной, исполнительской активности в учебном процессе; и творческий, где максимально может раскрыться субъективная позиция школьника.

Мы опирались на точку зрения Е.В. Коротаевой, которая предлагает свою типологию познавательной активности и выделяет четыре уровня:

− нулевой уровень познавательной активности: учащиеся характеризуются не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением, пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя;

− относительный уровень познавательной активности: учащиеся могут проявить активность и интерес при восприятии учебной задачи самостоятельность и увлеченность в ходе решения, но они не в состоянии увидеть свои ошибки, хотя легко улавливают неточности в чужих работах;

− исполнительский уровень познавательной активности: ученики систематически выполняют домашние зада ния, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог, они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно, но начинают скучать, если изучаемый ими материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми детьми;

− творческий уровень познавательной активности: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для эт ой цели новый способ. Характерная особенность − проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Аспектом познавательной активности является познавательный интерес.

В отечественной педагогике под познавательным интересом понимается особая избирательная направленность личности на процесс познания. По определению О. А. Яшновой, познавательный интерес − это «особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний».

Интерес – мощный побудитель активности личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становиться увлекательной и продуктивной. В формировании познават ельного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он появляется в виде любопы тства – естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное, например, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокая стадия интереса является любознательность, ког да учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроках, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении и т.д.

Однако любознат ельность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным и интерес к предмету пропадает.

Поэтому основная задача учителя состоит в том, что бы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик пони мает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Таким образом, познавательная деятельность − это деятельность, представляющая собой мотивированный процесс использования учеником тех или иных средств для достижения собственной или внешне заданной познавательной цели. Познавательная активность − это индивидуальное качество, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения.

Критерии познавательной активности:

− количество и качество изучаемого материала,

− познавательный интерес,

− сформированность приемов умственной деятельности,

− уровень подготовленности к обучению на данном уровне,

− количество используемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании.

Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, от нее зависит их благополучие, успех, статус. Она может стать устойчивым личностным образованием и быть качеством личности.

Список литературы1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. − М.: Высшая школа − Москва: 2011. − 285 с.

2. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили − М., 2001

3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения [Те кст] / Ю. К. абанский − М.: Педагогика, 2003. − 257 с.

4. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Тек ст] / В. А. Крутецкий. Под ред. Н. И. Чуприковой. − М.: Воронеж, 2012. − 188 с.

5. Маркова, А. К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности [Тек ст] / А. К.Маркова. – М., 2004. − 195 с.
2023