Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Бутримова Е.С. Урок географии как форма воспитания

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Сегодня, главная цель СПО — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, профессионального и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

§  усвоение определенного объема научных знаний;
§  формирование научного мировоззрения;
§  развитие умственных сил, способностей и дарований;
§  развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
§  развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
Пример:
для запоминания европейских монархий существует специальная фраза, начала слов, которой помогают вспомнить все их названия: АНгел БЕЛый МОНастырем ВАТИКАНским ведал; ЛИХие НИДЕРЛАНДцы и Даже ИСПАНцы на НОмер ЛЮКС и ШВЕДский стол не имели шансов.
Необходимо давать задания на логику и мышление:
Определите, что общего между всеми факторами:
- реки текут в море;
- воздушный шар поднимается вверх;
- крупнейшие животные нашей планеты обитают в воде;
- на дне океанов откладываются осадочные породы;
-в Солнечной системе движутся планеты.
(явления на основе закона всемирного тяготения)
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

§  укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
§  повышение умственной и физической работоспособности;
§  развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
§  развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
§  воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
§  формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
§  развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Пример: Можно научить студентов пользоваться картой и транспортиром; швейной машинкой и кассой; микроскопом и весами и т.д.
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Пример: тема «Человеческие расы» обязательный аспект – расизм и апартеид – недопустимость расовой нетерпимости, особенно в многонациональном государстве.

навыки и привычки поведения:

Ñ приучение студентов не списывать на контрольных и проверочных работах (уследить за всеми сложно, но можно сделать так, что списать будет негде)
Ñ Создавать тексты заданий самостоятельно, а не брать готовые, вопросы составлять так, чтобы в процессе задания надо было сравнивать, обобщать, делать вывод, искать общее и т.д.
Ñ Студент привыкает, что готового ответа не найдет и начинает думать сам.
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания:

§  формирование эстетических знаний и идеала;
§  воспитание эстетической культуры;
§  формирование эстетического отношения к действительности;
§  развитие эстетических чувств;
§  приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
§  формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Воспитательные требования к уроку включают:
определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание студентов на общечеловеческих ценностях; внимательное и чуткое отношение к студентам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество со студентами и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:
·          формирование развития у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
·          изучение и учет уровня развития и психологических особенностей студентов, проектирование «зоны ближайшего развития»;
·          проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
·          прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии студентов и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание студентов, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков.
Существует классификация методов воспитания, которая, однако, составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на студентов с помощью нескольких методов одновременно.
От качества урока зависит очень многое, вплоть до состояния здоровья занимающихся. И поэтому существует необходимость в тщательной и добросовестной подготовке к нему, а особенно к его организации и проведению.

Библиографический список

1.Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика. – 2005.-161 с.
2.Уроки географии. 10 класс: метод.пособие/М.С.Смирнова, С.А.Горохов, В.Л.Лиознер. – М.:Дрофа,2005.-187с.
3.Подласый. И.П. Педагогика. Книга 1,- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
4.Щербакова В. Воспитание патриотизма на уроках географии http://festival.1september.ru/articles/591467/ http://festival.1september.ru
2019-03-14 16:03 2019