НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Трутнева Н.Б. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Трутнева Н.Б. Развитие внимания у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

В первый год жизни ребенка у него преобладает рефлекторное, непроизвольное внимание. Элементарной формой внимания у младенцев считают ориентировочный рефлекс или рефлекс «Что такое?». Он не только выполняет биологическую функцию самосохранения организма, но и способствует выделению ребенком предметов окружающего мира и их признаков. К 2–3 неделям у ребенка возникает реакция слухового сосредоточения на громком звуке, которая выражается в прекращении движений. Еще неделю спустя младенец осваивает зрительное сосредоточение, прежде всего на лице взрослого, который к нему обращается. Считают, что именно через сосредоточение внимания на значимом взрослом постепенно малыш осваивает сосредоточение на предметах, которые включены в контекст общения со взрослым.

С развитием зрительного сосредоточения связан ряд интересных феноменов внимания младенца. От рождения ребенок не способен к зрительной фиксации. Он прослеживает взглядом только движущиеся объекты, но не плавно, как взрослей человек, а скачкообразными движениями глаз – каскадами. Поэтому в слежении за предметами младенец все время запаздывает. Любопытно и то, что центру зрительного поля он определенно предпочитает периферию и быстрее реагирует на появление зрительных объектов именно там [Строгонова, 2001].

Но уже к возрасту 1 месяца у ребенка появляется способность сосредоточиться – фиксировать взгляд на подвижном объекте. Эти фиксации длительны и навязчивы: младенец вынужденно удерживает взгляд на объекте до 15 минут и не может отвести глаз. Возможно, он и рад бы уже отвлечься, но не получается. Иногда из-за невозможности отвести взгляд от предмета, который давно уже перестал быть интересен, малыш может заплакать.

К 2 месяцам ребенок становится более внимателен к центру зрительного поля, чем его периферии. Малыш уже умеет плавно прослеживать предметы. А к 3 месяцам намечается свойственная взрослому человеку способность управлять собственным вниманием посредством управления движениями глаз. Однако в целом до 6 месяцев поведение младенца, имеющее отношение к зрительной ориентировке, больше напоминает работу механического устройства. По словам М. Познера и М. Райхле, взгляд младенца «можно слово поймать на удочку, используя в качестве наживки зрительный стимул, и водить туда и обратно, почти как робота».

К концу первого года жизни складывается система исполнительного внимания, и ребенок уже может сосредоточиваться на объекте по своему собственному выбору. Концентрация его внимания может быть при этом весьма высоко, ребенок не сразу способен отвлечься от предмета своего внимания и капризничает, если к нему обращаются взрослые или другие дети. На самом деле, пока он просто не может продолжать то, чем занимается в данный момент и что его так заинтересовало, и параллельно слушать собеседника. Это приходит позднее: к 2–3 годам малыш уже может переключать внимание на взрослого и обратно на свое занятие, а к 3-4 годам переключаемость внимания еще возрастает.

Развитие внимания в раннем детстве тесно связано с освоением целого ряда новых для ребёнка навыков: прежде всего это ходьба, речь и простейшая предметная деятельность. Освоение ходьбы ведёт к расширению круга возможных объектов внимания. А когда ребёнок учится говорить и понимать речь, он должен научиться удерживать внимание не только на предметах, но и на обозначающих их словах.

Особая задача для малыша заключается в удержании внимания на инструкциях, которые даёт взрослый: если ребёнок отвлечётся в самом начале речевой инструкции, то в результате не сможет выполнить и требуемого действия. Потом, в дошкольном возрасте, слова сами станут для ребёнка средствами организации его внимания, но сначала малыш должен научиться удерживать внимание на обращенных к нему высказываниях

Наконец, освоение предметной деятельности, в частности в форме манипуляций с различными предметами (не только с игрушками, но и со столовыми приборами, предметами одежды и т.п.), приводит к тому, что ребенок начинает обращать внимание на все большее число признаков этих предметов, особенно на те признаки, которые значимы для выполнения деятельности. Например, ложкой удобно зачерпывать суп, вилкой – уже затруднительно, а ножом и вовсе невозможно. Однако и на этом этапе развития внимание все еще направляется новизной объектов, с которыми сталкивается ребенок, и их эмоциональной привлекательностью.

В 4-5 лет у ребёнка появляется способность распределять внимание: на короткое время он может удерживать внимание одновременно на двух объектах или действиях. Например, малыш может одновременно что-то показывать и рассказывать. Он уже способен выполнить определенную задачу (например, складывать мозаику) и слушать советы взрослого, музыкальную пластинку или читаемую в слух сказку, не отрываясь от своего дела. Только при усложнении задачи ребёнку приходиться сосредоточиться на ней и отвлекаться от всего остального.

Примерно в этом же возрасте внимание ребёнка начинает обретать особенности, характерные для внимания взрослого человека: оно становиться не только произвольным, но и опосредствованным. Ребёнок начинает обучаться тому, на что, когда, как на какое время ему следует обращать внимание. До 5 лет опосредствованное детское внимание – прежде всего внешнее. В качестве ведущих средств организации внимания выступают указательные жесты и речь взрослого. Например, мать называет предмет или указывает на него, и в результате выделяет этот предмет среди прочих и сосредотачивается на нем. Потом ребёнок сам может назвать предмет, чтобы его выделить и сосредоточится. Таким образом, внимание ребенка сначала опосредствовано речью взрослого, а потом – своей собственной речью, которая тогда же приобретает функцию планирования действий. К 7 годам управление вниманием и его опосредствование постепенно становится внутренними.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т. е. внимание становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретет произвольный преднамеренный характер – новое качество [Гринченко, 2002].

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

– сенсорное;

– интеллектуальное;

– моторное.

Основными функциями внимания являются:

– активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

– целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

– удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

– обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

– регуляция и контроль протекания деятельности.

В дошкольном детстве развиваются оба вида внимания. Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т. д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребенок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая-то вышла!». Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, – значит что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.

Новый источник развития произвольного внимания – инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка – акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата [Выготский, 1976].

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами. Появление Петрушки, Незнайки, задания и вопросы от их имени активизируют детей и помогают организовать внимание.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую [Панфилова; 1995].

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника [Лубовский, 2003]. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976.

2. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: «ЦГЛ», 2002.

3. Лубовский В.И. Специальная психология. - М.: НОТА-М, 2003.

4. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.

5. Строгонова Т.А. Ритмы ЭЭГ и развитие процессов контроля внимания у младенцев: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.
2023