Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Аннотация
В данной статье рассматривается опыт применения новых технологий в работе учителя – дефектолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Автор статьи делится своим опытом работы и наблюдениями от внедрения в программу развития методики «Нумикон», которая специально разработана для данной категории детей. Статья будет полезна для педагогов, воспитателей, методистов, а так же для родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.
Annotation
The article describes experience of applying new technologies in defectologist-teaching job with preschool age students with disabilities. The author of the article shares her experience of adoption the “Numikon” program into the education course. The program is specially developed for this category of children. This article is worth reading for school and kindergarden teachers, methodologists and the parents who grow up the children with disabilities.
В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике обращено на применение новых технологий в работе педагогов с обучающимися с ОВЗ на уровне дошкольного образования.Работа педагогов дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида для детей с ОВЗ сложна своей спецификой и требует огромных психологических и интеллектуальных усилий. Время не стоит на месте, и рынок общеобразовательных услуг и продуктов постоянно пополняется разными методиками и учебно-методическими материалами для работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В нашем детском саду обучение детей данной категории проходит по Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Хочется отметить, что базируется данная программа на применении традиционных методов и приемов, в нее практически не вносятся изменения и корректировки.
Развитие количественных представлений у обучающихся на уровне дошкольного образования является довольно сложным, комплексным и многоаспектным процессом. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [2, с. 56].
Формирование количественных представлений с ОВЗ в большей степени зависит от педагогических условий, в он обучается, нежели математическое его развивающихся сверстников.
По ряда ученых, обучающиеся с ОВЗ овладеть математическими представлениями при адекватной и коррекционно-развивающей помощи. элементарных представлений без развития функций ребенка, его в окружающем пространстве, навыков и т. д.
Таким образом, появилась необходимость поиска новых методик для развития детей с ОВЗ.
Опираясь на поставленную задачу, на сайте центра «Даун сайт ап» я познакомилась с методикой «Нумикон» рис.1. Нумикон – это программа и набор наглядного материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности в освоении математики, в которой используется мультисенсорный подход, и применяются специальные наборы наглядно-практического материала, помогающие детям установить связь между числом и величиной. Данная методика хорошо зарекомендовала себя при обучении математическим навыкам детей с ограниченными возможностями, особенно методика активно используется в обучении детей с синдромом Дауна [1].
В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами.
Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь [6].
У детей с особенностями в развитии, абстрактное мышление развито слабо, невелик объем кратковременной памяти, им трудно хранить в уме промежуточные результаты вычислений. Поэтому был сделан вывод, что нашим воспитанникам необходима зрительная опора, им нужно представить число как можно большим количеством разнообразных способов. Так, с помощью деталей Нумикона можно наглядно показать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Чётные числа представлены в Нумиконе ровными прямоугольными формами, а нечётные имеют выступ с одним отверстием – таким образом, ребёнок и зрительно и на ощупь может легко отличить их друг от друга рис2.
рис.1 Нумикон
По мнению Е.А. Сладковой, К.Ю. Терентьевой Нумикон помогает усвоить: наглядно, сложение и вычитание, четные и нечетные числа, поразрядное представление чисел, состав чисел, сравнение чисел, арифметические действия с переходом через десяток, удвоение и деление пополам, приблизительное оценивание, умножение и деление, проценты, дроби, десятичные числа, понятия о временных представлениях. Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавая пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребенок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые Нумиконом, подходят для разнообразных форм обучения и развития детей [2, с.5]. С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребенок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстие, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах.
рис.2
Анализ методической литературы показывает, что в работе с Нумиконом могут быть использованы такие виды конструирования, как: по схеме, по образцу, сюжетное, по замыслу (самостоятельное), объемное, плоскостное. Следует заметить, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Итак, изучение учебного сенсорного пособия Нумикон дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими диагноз: РДА, ОНР, дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, ЗПР и др.
Совместно с воспитателями мы создали в группе РППС, способствующую накоплению, развитию математических способностей воспитанников ФЭМП.
В наглядном материале были изображены цифры, геометрические формы, а также формы Нумикона. В зоне доступности находились счетные материалы, коробка с песком, где можно было искать формы Нумикона, цифры, сделанные из различных материалов. При этом, дети осваивали эту среду с помощью педагогов.
Активно были вовлечены и родители. С целью их методического сопровождения использовались следующие формы работы:
· рекомендации в течение года;
· регулярное консультирование в течение учебного года.
Условно работу по обучению счету с помощью Нумикон была разделена на 4 этапа:
1. игровой, ознакомительный - через различные сенсорные игры с шаблонами (закапывание в песок и крупу, раскрашивание красками, оттиски на пластилине или глине, конструирование мебели, домиков и т.д.)
2. конструирование рядов из форм и штырьков Нумикона и графические работы («Найди такую же» обведение штырьков нужным цветом, выкладывание «лесенки»).
3. обучение счету.
4. освоение арифметических действий («сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат надо взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный).
В первое время казалось, что работать по данной методике сложно, но через несколько месяцев работы с Нумиконом стали возникать собственные идеи о том, как можно с успехом использовать этот материал. Для эффективного использования Нумикона к групповым занятиям, которые проходили один раз в неделю, добавились индивидуальные.
Более дифференцированно на различных уровнях происходило включение Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений:
1) при формировании представлений и понятий о размерах показывала разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру.
2) при развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белой доске.
3) при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа использовала выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами.
4) при тренировке в пересчете и подведении итога – пересчитывали дырочки в формах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их.
5) при работе с цифрами и бучении соотнесению числа и количества мы использовали соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опирались не на количество дырочек, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету отверстий.
6) при объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и, таким образом, наглядно показывали, как одно число составляется при помощи других чисел.
7) при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание.
Итак, применяя данную методику в работе с обучающимися с ОВЗ, на основании мониторинга, были сделаны выводы:
· улучшились показатели развития математических представлений (научились сравнивать две группы предметов по количеству без счета, используя приемы наложения и приложения). Большинство детей освоили числовую последовательность до 10, научились пересчитывать предметы и подводить итог, соотносить число с количеством, узнавать цифры в пределах 5, многие в пределах-10.
· были освоены сенсорные эталоны (дети научились воспринимать величину-большой, маленький, самый большой; научились выделять основные цвета)
· дети стали самостоятельнее в выборе математических игр.
Таким образом, представленный теоретический и практический опыт свидетельствует о том, что Нумикон, не заменил, а успешно и эффективно дополнил достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
Список используемых источников
1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. 2010.2. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
3. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой. // Сделай шаг. 2012. № 3 (44). С. 5–9
4. Стальгорова Е. И. Система «Нумикон». // / Синдром Дауна. XXI век. 2010. № 1 (4). С. 46 -50
5. www.numicon.com