НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Никотина Н.Г., Пономарева Е.С., Трофимова Л.В., Поветкина О.Г. Проявление тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста в семьях с разными стилями родительских отношений

Библиографическое описание:

Никотина Н.Г., Пономарева Е.С., Трофимова Л.В., Поветкина О.Г. Проявление тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста в семьях с разными стилями родительских отношений // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/69-1.pdf.

Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений.

Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия является взрослый человек — родитель. Он целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования. [1]

Существует множество классификаций родительских стилей воспитания, которые влияют на особенности личности ребенка дошкольного возраста. Их рассматривали и отечественные психологи, и зарубежные. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Проблема исследования заключается в выявлении особенностей проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста с разными стилями родительского отношения.
Целью данного исследования является, решение данной проблемы.

Гипотеза заключается в том, что существуют особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте и стилями родительского отношения:

1) высокому уровню тревожности соответствуют шкалы:

«Принятие / Отвержение» (по низкой шкале)

«Контроль» (по низкой шкале)

«Симбиоз» (по низкой шкале)

2) среднему уровню тревожности соответствуют шкалы:

«Кооперация» (по низкой шкале)

«Контроль» (по высокой шкале)

«Отношение к неудачам ребенка» (по высокой шкале)

3) низкому уровню соответствуют шкалы:

«Принятие / Отвержение» (по высокой шкале)

«Кооперация» (по высокой шкале)

«Симбиоз» (по высокой шкале)

«Отношение к неудачам ребенка» (по низкой шкале)

В данном исследовании использовались следующие методики:

- диагностика родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.)

- методика «Несуществующее животное» А.Л. Венгера.

В исследовании приняли участие 20 детей из дошкольного образовательного учреждения № 9 в возрасте от 5 до 6 лет. А также в исследовании приняли участие родители детей.

Исследование проводилось в несколько этапов. На подготовительном этапе проводился теоретический анализ специальной литературы по теме исследования, формулировалась цель, определялась гипотеза, предмет и задачи исследования.

На организационно-исполнительном этапе были подобраны методики исследования. Для выявления психического состояния детей, была использована методика «Рисунок несуществующего животного» А.Л. Венгера. Данную методику мы выбрали для выявления тревожности у детей дошкольного возраста. С целью определения родительского влияния на эмоциональную сферу ребенка, мы использовали методику «Диагностика родительского отношения» В.В. Столина.

В нашей выборке на основе данных таблицы, доминирует низкий уровень тревожности 50%. Он может свидетельствовать о хорошей адаптации ребенка с окружающими его людьми.

Средний уровень тревожности у 30% детей, свидетельствует о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми.

И наконец, высокий уровень тревожности присущ 20% детей, что говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Затем рассмотрим родительские отношения. Для этого мы рассмотрим результаты методики «Диагностика родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина. По результат опросника:

«Принятие / Отвержение» (по низкой шкале) соответствующее 10% детей говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

«Контроль» (по низкой шкале) соответствует 5% детей, это свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей.

«Симбиоз» (по низкой шкале) соответствует 5% детей, это является признаком того, что взрослый, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

«Кооперация» (по низкой шкале) соответствует 5% детей, это говорит о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

«Контроль» (по высокой шкале) соответствует 15% детей, взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным для детей.

«Отношение к неудачам ребенка» (по высокой шкале) соответствует 10% детей, взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их.

«Принятие / Отвержение» (по высокой шкале) соответствует 15% детей, у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

«Кооперация» (по высокой шкале) соответствует 5% детей, это является признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

«Симбиоз» (по высокой шкале) соответствует 10% детей, можно сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

«Отношение к неудачам ребенка» (по низкой шкале) соответствует 20% детей, это свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Затем мы рассмотрели взаимосвязь между тревожностью детей и стилями воспитания их родителей. Мы выявили, что детям с высоким уровнем тревожности свойственны такие родительские отношения, как «Принятие / Отвержение» (по низкой шкале), «Контроль» (по низкой шкале), «Симбиоз» (по низкой шкале).

Детям со средним уровнем тревожности свойственны такие родительские отношения, как «Кооперация» (по низкой шкале), «Контроль» (по высокой шкале), «Отношение к неудачам ребенка» (по высокой шкале).

Детям с низким уровнем тревожности свойственны такие родительские отношения, как «Принятие / Отвержение» (по высокой шкале), «Кооперация» (по высокой шкале), «Симбиоз» (по высокой шкале), «Отношение к неудачам ребенка» (по низкой шкале).

Таким образом, мы можем говорить, что родительские отношения влияют на уровень тревожности ребенка старшего дошкольного возраста.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы, что родительские отношения влияют на уровень тревожности ребенка старшего дошкольного возраста:

1) высокому уровню тревожности соответствуют шкалы: «Принятие / Отвержение» (по низкой шкале)

«Контроль» (по низкой шкале)

«Симбиоз» (по низкой шкале)

2) среднему уровню тревожности соответствуют шкалы: «Кооперация» (по низкой шкале)

«Контроль» (по высокой шкале)

«Отношение к неудачам ребенка» (по высокой шкале)

3) низкому уровню соответствуют шкалы: «Принятие / Отвержение» (по высокой шкале)

«Кооперация» (по высокой шкале)

«Симбиоз» (по высокой шкале)

«Отношение к неудачам ребенка» (по низкой шкале).

Таким образом, мы видим, что родительские отношения непосредственным образом влияют на уровни тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми/ Бенилова С.Ю.—М.: Книголюб, 2005. 48 с.

2. Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963. 360 с.

3. Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Мироненко В.В.; Под ред. Петровского А.В.—М.: Просвещение, 1987. 447 с.
2023