НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Павлова Е.Л., Гаврилова Е.О., Святошенко Е.С. Наставничество как способ профессионального развития кадрового потенциала дошкольного учреждения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

С введением ФГОС в систему образования повысились требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Именно перед современным педагогом стоит первоочередная задача – воспитание компетентной, творческой личности, способной к продуктивной жизнедеятельности в новых общественных условиях.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой: адаптация к профессиональной деятельности (её содержанию, целям, средствам, технологии осуществления), режиму и интенсивности деятельности, к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам, к социальнопрофессиональному статусу. Хорошо, если рядом с опытными педагогами-новаторами появляются молодые специалисты, желающие всецело посвятить себя педагогике. Важно поддержать молодых педагогов, так как успешная педагогическая деятельность зависит не только от его профессиональной подготовки и личных качеств, но и от того, в какой коллектив он попадет, какие условия работы ему создадут, какую методическую помощь окажут.

Тема наставничества актуальна в нашем детском саду, т.к. в коллектив ежегодно вливаются педагоги - молодые специалисты – выпускники вузов с разными специальностями, у которых нет опыта работы, и соответственно они нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому совместно с руководителем нашего учреждения было принято решение: организовать работу с кадрами в рамках «Школы наставничества».

(Рисунок 1. «Школа наставничества»).

Именно наставник отвечает за реализацию информационной, организационной, обучающей и других функций, обеспечивает условия для адаптации и непрерывного профессионального образования начинающего педагогического работника.

Проведя анализ кадрового потенциала МБДОУ «Детский сад № 3» г. Чебоксары, были выбраны педагоги, имеющие высокий уровень профессиональных качеств в области дошкольного образования со стажем работы более 10 лет и с первой или с высшей квалификационной категорией. А также выявлены молодые педагоги со стажем работы менее 3 лет.

В процессе реализации системы наставничества в МБДОУ «Детский сад №3» г. Чебоксары создаются условия для успешной адаптации молодых педагогов и студентов с целью избегания неуверенности в собственных силах, профессионального роста молодых педагогов, позволяющие выявлять и своевременно устранять возникающие профессиональные затруднения. Выбранные направления работы наставника с молодым специалистом позволяют обеспечивать на достаточном уровне формирование и повышение профессиональной компетентности молодых специалистов и развивать их творческий потенциал.

План взаимодействия наставника с молодым специалистом имеет четко поставленные цель и задачи, включает в себя систему мероприятий с указанием конкретных сроков исполнения, а также круг ответственных лиц. Целью взаимодействия наставника с молодым специалистом является организация научно-методического, правового сопровождения педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО, повышения его профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

В качестве ключевых задач определены: во-первых, подготовить молодого специалиста к проектированию и разработке образовательной программы дошкольного образования, рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, планированию и организации образовательного процесса в МБДОУ; во-вторых, научить молодого специалиста эффективно применять свои теоретические знания и умения в процессе профессиональной деятельности, создать условия для мобильного и гибкого использования педагогического инструментария при организации образовательного процесса в МБДОУ. В - третьих, оказать практическую психологическую и методическую помощь молодому педагогу при анализе проблемных педагогических ситуаций, определения стратегий их разрешения и выбора продуктивных методов и приемов педагогического воздействия, адекватных поставленным целям. В-четвертых, развивать коммуникативные умения молодого педагога по формированию конструктивной системы взаимодействия в процессе общения с детьми, родителями, коллегами. Кроме того, подготовить молодого специалиста, проработавшего в занимаемой должности два года к прохождению аттестационных испытаний на первую квалификационную категорию.

Самое главное, чему способствует работа «школы наставничества» - это налаживание взаимодействия между участниками педагогического процесса в ДОУ с целью приобретения профессионального опыта у молодых педагогов, а также формирование мотивации к дальнейшему самообразованию, помощь в раскрытии своей индивидуальности.

Результат не заставляет себя долго ждать. Молодые педагоги нашего дошкольного учреждения становятся активными участниками и победителями таких конкурсов, как: городских конкурсов профессионального мастерства молодых педагогических работников «Прорыв», «Портфолио молодого специалиста», конкурса-фестиваля «Психолог: профессия и жизнь», республиканского конкурса «Педагогический дебют».

На протяжении нескольких лет наш детский сад тесно сотрудничает с ГАПОУ ЧР "Чебоксарский педагогический колледж" Минобразования Чувашии с целью организации практического обучения студентов педагогами-наставниками на базе дошкольного учреждения. Наставничество над студентами в условиях тесного взаимодействия обладает огромным потенциалом в процессе формирования профессиональных компетенций студентов Чебоксарского педагогического колледжа, дает им возможность приобщаться к будущей профессии в условиях реального рабочего места.

Студенты колледжа успешно проходят практику в нашем детском саду. Обучение строится на системном подходе: знакомство студентов с содержанием и методами работы, опытом педагога – наставника. Такой подход позволяет целенаправленно пройти практику, освоить все формы образовательной работы и развить творческую активность и профессионально значимые качества личности воспитателя. В формате творческих встреч проводится педагогический марафон «Первые шаги в профессию: от студента до опытного педагога», где педагоги образовательного учреждения проводят мастерские педагогического опыта, мастер-классы, тренинги.

(Рисунок 2. Педагогический марафон «Первые шаги в профессию: от студента до опытного педагога»).

Главная цель таких мероприятий - показать интерес и любовь педагогов к своему труду, который побуждает к творчеству и побуждает к развитию способностей. Так как заинтересованность в профессиональном росте создает мотивацию и энергию для преодоления трудностей, способствует саморазвитию личности и повышает благосостояние страны.

Сочетание и объединение теоретического обучения в колледже и практического обучения в детском саду позволяет студентам полноценно осваивать виды профессиональной деятельности с учетом потребностей и перспектив развития современного дошкольного образования. Совместная работа дошкольного учреждения и колледжа имеет ценность с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов, так как будущий педагог погружается в профессиональную среду, постепенно приобретая практико-ориентированные профессиональные знания.

Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом. Поэтому наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Партнёрская работа педагогического коллектива, детского сада молодых педагогов и студентов колледжа, обеспечивает необходимое качество профессиональной подготовки, отвечает актуальным потребностям личности и общества, заинтересованного в высоком уровне дошкольного образования.

Таким образом, система наставничества заслуживает пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен оказать практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, сформировать значимые компетенции молодого и будущего педагога, необходимые для осуществления образовательного процесса в образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО.

Список литературы

1. Антропов В.А. Теоретико-методологический основы работы с молодыми специалистами // Вестник Уральского государственного технического университета. Екатеринбург: УПИ, 2010.

2. Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL: http://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q13. Лапина О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения // Школьн. технологии. 2001.

4. Цыпин П.Е. Особенности адаптации и наставничества с позиции соционики // Менеджмент и кадры. 2011.
2022