Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Сумишевская Ю. В. Играй, познавай и учись!

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Ноябрьское заседание городской методической секции «ИКТ и медиаресурсов» прошло в дистанционном формате. Конечно, с учётом сегодняшней эпидемиологической ситуации, приоритетом изучения и обсуждения стали дистанционные формы обучения в системе дополнительного образования. Но как бы мы не рассуждали на тему «удалёнки» и «дистанта», никто не отменял основное очное обучение, контакт с социумом, общение между педагогами и учениками, поэтому всегда интересно обсудить, поделиться опытом и вспомнить о том, что есть игровые формы обучения в образовательном процессе. О них рассказали молодые педагоги дополнительного образования - Виктория Руслановна Осколкова со «Станции юных техников» и Анна Сергеевна Таранова из «Дома детского творчества».
Для всех педагогов давно не секрет, что развитие мышления обучающихся происходит в процессе обучения. От педагога требуется решение непростой задачи: сделать занятие интересными для детей, увлекательными, донести материал до обучающихся так, чтобы он был усвоен как можно лучше. Чтобы улучшить процесс обучения, сделать его более эффективным и интересным, на своих занятиях педагоги применяют методы активного обучения, к которым относятся игровые методики. В мировой педагогике игра рассматривается, как соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз, хорошая оценка). Игровые технологии отличаются от других педагогических технологий тем, что игра:
·          хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста;
·          игра способна вызывать у учащихся высокое эмоциональное и физическое напряжение.
·          в игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
·          игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации: мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы. По отношению к познавательной деятельности игра требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
·          игра позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; способствует практическому применению умений и навыков, полученных на занятие;
·          игровые технологии способствуют усвоению учащимися учебного материала, расширению их кругозора через использование дополнительных источников;
·          игра - преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект, развивает у учащихся коммуникативные качества, умение работать в парах и командах.
Игровые технологии повышают эффективность учебного процесса, уменьшают время на изучение учебного материала, превращают процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. Как один из видов игровой деятельности на уроках информатики педагоги используют квест, ребусы, мозаику, пропуск в форме значка полиции.
1.Например, занятие может быть построено в форме соревнования - квеста. У каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Удобство в том, что во время квеста их сопровождает сказочный герой, который даёт им подсказки и проверяет, правильно ли они выполнили задания. (Герой запрограммирован в программе Scratch)
При изучении таких довольно сложных тем, как «Системы счисления», «Кодирование информации», «Устройство компьютера» можно предложить учащимся задания следующего вида. Они могут быть выполнены отдельными учащимися, в парах или командами. Например, задания на кодирование и декодирование информации (Разведчики получили зашифрованное послание. Каждому участнику отводится по слову, затем они должны объединить всё вместе, для получения определённой фразы).
Квест в основном используется для проверки знаний по теме, которые обучающиеся прошли. С помощью интересных заданий, они не только закрепляют материал, но и учатся работать в команде.
2.Ребусы. Уникальность ребусов такова, что, несмотря на формализованные правила работы с ними, они применимы в любых возрастных группах. Ребусы помогают развитию психических процессов обучающихся, приучают к строгости и последовательности выполняемых действий. В обучении информатике ребусы несут в себе определенные функции:
·          активизация деятельности учащихся;
·          повторение материала о кодировании информации и закрепле­ние соответствующих умений;
·          актуализация знаний;
·          мотивация введения понятия.
3.Информационная карточка - мозаика
Карточка - мозаика с картинками обладает важным свойством - даёт возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы, а так же ориентироваться по теме, а с помощью анимационных героев ребёнку будет интереснее и веселее
4.Пропуска используются для контроля и успеваемости обучающихся, благодаря им у детей есть стремление к победе и знаниям. (После правильного выполнения заданий, обучающийся получает наклейки, что позволяет повысить интерес к предмету и освоению знаний.)
Игра - это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки.
С ней согласна педагог Анна Сергеевна Таранова, в своём выступлении она отметила, что современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к достижению триединой цели урока. Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. Вместе они представляют систему управления разными методами познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Метод определяет движение всей совокупности средств, предназначенных для решения педагогом учебной задачи. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1. Пассивные методы; 2. Интерактивные методы. 3. Активные методы. Наибольший интерес для педагога, работающего в сфере дополнительного образования, представляет интерактивный и активный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Активный метод, это тот, при котором деятельность обучаемого, носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества. Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования. Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
Методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей:
·           целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый, вынужден быть активным независимо от его желания;
·           достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
·           самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
·           интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и педагогов) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Методы классифицируют по разным признакам:
·          по характеру учебной деятельности:
·          репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно- иллюстративные, эвристические и др.;
·          по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
·          по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
·          по способу организации учебно-познавательной деятельности: формирования УУД на практике, получение новых знаний, проверка и оценивание.
Выделяют неимитационные и имитационные активные группы обучения. Характерной чертой занятий, проводимых с использованием неимитационных АМО, является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и обучающимся. Отличительной чертой занятий, проводимых с использованием имитационных АМО, является наличие модели изучаемого процесса. Имитационные методы разделяют на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучающиеся должны играть определенные роли, относятся к игровым. Они дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых. Наиболее часто в практике современной школы используются такие активные методы, как:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
·           творческое усвоение учащимися учебного материала;
·           связь теоретических знаний с практикой;
·           активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
·           формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
·           формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра. Взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность и черты характера. Деловая игра направлена на развитие у учащихся умений анализировать конкретные практические ситуации и принимать решения; в ходе ее развиваются творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.
Разыгрывание ролей– имитационный игровой метод обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
·           наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
·           взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
·           ввод преподавателем в процессе занятия корректирующих условий;
·           оценка результатов обсуждения и подведение итогов педагогом.
Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучающихся. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.
Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа) содержит и проблемы, требующие решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:
·          наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
·          разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
·          обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
·          подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала.
Проблемная лекция отличается от обычной тем, что начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает учащихся к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание.
Тематическая дискуссия – это способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в классе. Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор случаев из практики.
Круглый стол - это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Олимпиада или научно-практическая конференция выступают, как активные методы обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.
Презентации - это наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: соблюдение временнóго регламента, содержательность, наглядное представление материала, соблюдение стиля речи.
Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное использование активных методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников. Безусловно, наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой педагог. Выбирая конкретный активный метод обучения, необходимо наряду с его возможностями учесть организационные и содержательные сложности, возникающие в процессе его разработки и применения, а также условия осуществления образовательного процесса. Эффективное использование активных методов обучения позволит обеспечить организацию образовательного процесса, направленного на достижение высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Более опытные педагоги отметили, что давно используют подобные методы в своей работе. К тому же активность учащихся при игровой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Список литературы
1.       Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. – 336 с. Горячев А.В. и др. Информатика. 2 класс. Учебник в 1-2 часть
2.       Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ПЕДАГОГИКЕ»
3.       Карта – мозаика (авторская)
4.       Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с
5.       Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
6.       Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004. – 281с.
7.       Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

2020