НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кириллова Е.О. Николаева С.Н. Сорокина А.Ю. Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы.  Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии. Найти своё место в сложном, постоянно меняющемся мире профессий во все времена было сложно. Выбор прфессии имеет огромное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов. Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.
Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.
Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. Но в наше время проявить заинтересованность в выборе профессии надо начинать с детского дошкольного возраста.
Но просто выбрать профессию недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности. Итак, правильный выбор профессии - самый главный выбор, без которого не может быть процветание и благополучия в будущем.
Работая в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении « Детский сад № 15» г. Чебоксары воспитателем, при общении с детьми нами  выявлена такая проблема, как: дети не знают, кем работают их родители, называя профессию,  не могут объяснить её. По данной проблеме мы разработали проект « Буду как мама, буду как папа». Большой толчок дал  наш детский сад, участвующий в муниципальном проекте «Энциклопедия профессий от А до Я».
В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, удовлетворение и развитие гендерных познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Во время мероприятий по проекту хочу  пробудить у детей интерес к предлагаемой деятельности, формировать реалистические представления о труде людей, помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии, формировать способность самостоятельно подводить их, основываясь на своём жизненном опыте и полученных ранее знаний, поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Работа над проектом позволила расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы; оказание помощи родителям в правильной организации совместного семейного досуга; детям иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение; развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности; развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; а также создание условий в детском саду для проявления познавательной активности и инициативы дошкольников через участие в проектной деятельности.
Изучение о профессиях мы начали с создания и организация выставки мини-проектов «Где работают мои родители» с участием детей и родителей. Родители воспитанников принимали активное участие, а именно проявляли активность в оформлении стенгазеты «Профессии наших родителей», на стенгазете были представлены профессии родителей и их важность в современном мире, и проведении мероприятия на тему «Моя профессия», индивидуально задание каждому ребенку на составление рассказа на тему «Профессия». В ходе проекта нами были изучены такие профессии, как врач, водитель троллейбуса, архитектор, изобретатель, воспитатель, учитель, продавец, то есть те профессии, что окружают каждого человека в мире. На практике освоили лишь врача и водителя троллейбуса.  Для лучшего освоения профессии мы с воспитанниками играли в сюжетно-ролевые игры, а именно «Инструменты для врача» и «Мы - шофёры». В части проекта «Водитель троллейбуса» дети познакомились с профессией, почувствовали ответственность за пассажиров, закрепили знания правил поведения в общественном транспорте. Пригласив одного из отцов, а по совместительству водителя троллейбуса, ребята узнали, что водитель должен быть собран и внимателен на рабочем месте. А в части «Больница» у ребят появился интерес к профессии врача; воспитывалось чуткое, внимательное отношение к больному; доброту, отзывчивость, культуру общения. Для закрепления профессий врача, администрация детского сада, организовала экскурсию, в медицинский кабинет «Профессия – врач», в детскую поликлинику №7 г. Чебоксары. В больнице дети смогли познакомиться с профессиями врача и медицинской сестры; воспитать уважительное отношение к медицинским сотрудникам; развить наблюдательность; пополнить словарный запас медицинскими терминами; активизировать глаголы; научились полно отвечать на вопросы; находить как можно больше слов для ответов в процессе общения. Благодаря личному общению с врачами и медицинскими сестрами ребята оценили важность профессии врача.
Благодаря проекту «Буду как мама, буду как папа» у воспитанников нашего детского сада были  расширены знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, необходимые для работы инструменты). Под большим впечатлением от экскурсии, дети в полной мере осознали, что профессию надо выбрать исходя из личного интереса и приоритета, личных качеств и умений, индивидуальных возможностей. А самое главное, что родители рассказали о своей профессии на своем примере, показали важность любых профессий в современном мире, а также у родителя и его ребенка появилась новая тема для разговора и дискуссии.



Библиографический список

1.Божович Л.И. Личность и ее формированиев детском возрасте.-Спб.,2008.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.,1967.
3.От рождения до школы. Примерная Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.
2022