Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Тишакова Т.О. Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


С каждым годом количество детей с проблемами в речевом развитии постоянно увеличиваются. В коррекционной школе VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), у которых явно выражены дефекты устной и письменной речи. Для таких детей характерны недостаточная сформированность всех психических процессов, низкая работоспособность, нет должной мотивации к обучению. У данной категории детей процесс автоматизации звуков затруднен и длителен. Если поставленный звук не закреплять каждый день, постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в который включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы оказывается тщетным. То, что не может отследить учитель-логопед, могут успешно контролировать другие педагоги и родители.
В нашей работе чрезвычайно важно убедить родителей в том, что необходимо взаимодействие с учителем-логопедом. Для этого создана система работы для эффективных путей коррекции речевых нарушений, которая включает в себя ряд важнейших направлений работы:
1. Знакомство родителей с результатами диагностики речевого развития обучающихся.
2. Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в образовательном учреждении.
3. Обучение родителей логопедическим методам и приемам проведений занятий дома.
4. Привлечение родителей к организации коррекционно-развивающего процесса: участие в семейных конкурсах, подготовка к логопедическим праздникам и мероприятиям, изготовление коррекционно-развивающих пособий.
Все эти направления могут быть реализованы через различные виды деятельности:
- выступление учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;
- проведение индивидуальных логопедических консультаций;
- проведение открытых занятий, общешкольных мероприятий, логопедических праздников;
- проведение мастер-классов, семинаров и тренингов, направленных на обучение родителей приемам и методам коррекции речевых нарушений;
- информационные стенды;
- подготовка памяток и буклетов для родителей по развитию и коррекции речевых нарушений;
- общение с родителями посредством сети Интернет и странице в VK.
- анкетирование родителей.
В течении учебного года на индивидуальных консультациях необходимо показывать родителям приемы работы с ребенком, а именно учить правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастики, отрабатывать поставленные звуки, объяснять задачи конкретного этапа работы. На этих консультациях необходимо демонстрировать успехи ребенка в преодолении дефекта. Принцип открытости позволяет приобщить родителей к продуктивному взаимодействию.
Очень полезным для планирования логопедической работы является проведение анкетирования родителей, которое позволяет выявить реальный родительский запрос, строить работу с учетом потребностей других участников образовательного процесса.
Также для успешной коррекционной работы можно привлекать детей и родителей к участию в различных общешкольных праздничных мероприятиях: «Праздник осени», «День Матери», «Новый год», «Масленица», «8 Марта» и т.д. Учащиеся начинают слышать правильную речь, что способствует мотивации и осознанию необходимости использования коммуникативных умений и навыков.
Необходимо систематически размещать полезную информацию в электронном и печатном видах в доступных местах (на стендах, в классных комнатах) и в сети Интернет.
Включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность логопедической работы.

Библиографический список

1. Лалаева Р.И., логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Поваляева М.А., справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феликс», 2009.
2018