Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности обучающихся, создается надежный фундамент для средней ступени обучения.
Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками. Отметки у младших школьников, контроль достижений младших школьников – актуальная проблема современной образовательной системы.
При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность.
При этом меняется роль учителя. Он становится партнером, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья обучающихся и учителей.
Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т. е. видеть перспективы своего роста. Существует алгоритм формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, который включает формирующее и констатирующее оценивание.
Формирующее оценивание – это оценивание для обучения. Оно выполняет две важные функции: диагностическую и коррекционную.
Образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.
С 1 класса совместно с детьми вырабатываю критерии оценки.
Предварительно договариваемся, что критерии должны быть чёткими. Обучающиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Когда критерии выбраны, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.
С первой недели 1 класса обсуждаются два направления оценивания: правильность и аккуратность. Постепенно появляются новые шкалы. Их появление связано с какой-либо актуальной для класса или для конкретного ребенка ситуацией.
Например, трудность. Выполняя задания, одни обучающиеся испытывают затруднения, другие - справляются с лёгкостью. Оценивая себя по данному критерию, ученики понимают, над чем предстоит ещё работать. Учитель имеет возможность оценить уровень усвоения изучаемого материала. Самооценка обучающегося предшествует учительской оценке. На первом этапе появляется много шкал, отражающих не только усвоение ребенком математики, русского языка, но и связанных с организацией работы первоклассника.
Рассмотрим на конкретном учебном задании. Она строится в соответствии с универсальным алгоритмом.
Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.
Первым шагом алгоритма является определение цели работы.
Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?
На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.
Второй шаг – разработка критериев.
Задаем вопрос: Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?
Дети предлагают возможные варианты.
Фиксируем варианты ответов на доске:
наклон
высота буквы
ширина буквы
аккуратность
В результате коллективного оценивания из предложенных критериев выделяем самые важные, необходимые для выполнения учебной задачи.
Ответы детей и представляют собой не что иное, как критерии оценивания. А критерий - это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям. Критерии должны быть четкими, однозначными.
Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию. Как оценим работу?
Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске. Идет оценочная деятельность по инструментарию.
Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.
Удалось ли выполнить задание?
Учитель предлагает посмотреть, на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».
Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось, и ваши крестики оказались на вершине?
Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.
Для того, чтобы обучающиеся научились адекватно оценивать выполненную работу, учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.
В оценивании используем как прогностическую оценку (оценка предстоящей работы), так и ретроспективную (оценка выполненной работы). Благодаря прогностической оценке обучающийся оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для выполнения задания, каких именно знаний ему не хватает. Это позволяет научить ребёнка правильно рассчитывать свои силы. Именно с самооценки, со способности понять, что «я уже это знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность обучающегося.
При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы обучающимся предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.
Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, обучающийся ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. При таком подходе учащимся понятна цель проводимой контрольной работы и процедура выставления отметки. После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками», организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование, если это необходимо коррекционной работы. Она проводится как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему дополнительных предметных занятий. Результаты коррекционной работы отмечаются также в тетради достижений.
Если говорить о личном опыте, то мы с моими учениками тоже учимся оценивать по критериям. На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения, то вот они и дескрипторы:
1. Красиво и аккуратно списан текст.
2. Безошибочно вставлены пропущенные буквы.
3. Правильно определены и подчёркнуты главные члены предложения.
На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать:
1. Правильно записаны условие и вопрос задачи.
2. Верно в решении выбран арифметический знак.
3. Точно произведено вычисление.
4. Безошибочно записан ответ.
На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее:
1. Текст прочитан целыми словами.
2. Слова прочитаны правильно.
3. Соблюдена интонация.
4. Понятен смысл прочитанного.
Конечно, ребята не знают, что такое дескрипторы. Мы называем это указателями. А критерии называем ступеньками. Например,
- Сейчас мы поднимаемся на первую ступеньку и я проверю, знаете ли вы… Отсюда критерий – знание. Критерии следующие: знание, понимание, применение, анализ, синтез (обобщение), оценка. Анализ, синтез, оценку мы сводим к выводам и доказательствам.
Различные техники формативного оценивания помогут учителю в осуществлении непрерывного оценивания процесса обучения, предоставлении ученикам возможности включиться в этот процесс через взаимооценивание и самооценивание.
Перечень техник большой, но в данном случае предлагается описание некоторых из них для использования в начальной школе.
Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.
Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.
Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.
«Три М»
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Эмоциональная оценка - это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При оценке письменной работы отмечаются не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаются поощрительные записи.
Приём «Рюкзак
Прием рефлексии изучения учебного материала. Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).
Например: «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
В заключении хочется отметить, что если мы будем совместно с учениками обсуждать критерии успешности, дадим им возможность оценивать свою работу и работы других учеников, будем задавать правильные вопросы, выберем наиболее приемлемые приемы «обратной связи», то наши ученики будут чувствовать себя уверенно в процессе обучения, они будут знать используя критерии оценивания свои пробелы в знаниях, научатся выявлять свои ошибки и определять каким образом их устранить, смогут давать объективную оценку своим действиям.
Литература
Система оценки достижения планируемых результатов: метод. Рекомендации/ авт. – сост. Е. В. Благинина [и др.]. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2013.