Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
Модернизация системы образования РФ предполагает широкое применение информационно — коммуникационных технологий для достижения поставленных обществом целей по подготовке будущих компетентных специалистов. Реализация этих целей невозможна без перехода от усвоения традиционной системы ЗУН к формированию способности осваивать новые знания на основе самостоятельной продуктивной познавательной деятельности, что требует соответствующих инновационных форм организации педагогического сопровождения образовательного процесса. В данной статье в качестве одной из таких новых форм рассматривается использование ИКТ при педагогическом сопровождении самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время, в том числе роль сетевых сервисов.
Специфика современного этапа общественного развития состоит в широком включении элементов самообразования в процесс обучения [1]. Однако далеко не все учащиеся способны рационально организовать свою самостоятельную работу как по конкретной теме, так и в целом. Следовательно, необходимо сопровождение, оптимизирующее действия студентов и ускоряющее приобретение ими практического опыта расширения собственного информационно - образовательного пространства в желаемом направлении, что обеспечивает условия для личностной и социальной мобильности в дальнейшем.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании базируются на наличии индивидуальных устройств (компьютеров, планшетов, ноутбуков, мобильных телефонов и др.) и сетевых сообществ, социальных сетей. Применение ИКТ позволяет обновить формы и методы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, объединить все виды образовательной деятельности (урочную, внеурочную, самостоятельную, воспитательную и др.) в единое информационно-образовательное пространство и сформировать в нём индивидуальные образовательные траектории в зависимости от личностных и профессиональных предпочтений обучающихся.
С этой целью в ГБПОУ РО «Ростовский колледж культуры» практикуется организация классным руководителем после беседы с первокурсниками группы в социальной сети, объединяющей обучающихся, преподавателей и родителей (в качестве примера можно привести функционирование такой группы в сети «ВКонтакте») [2]. Для быстрого обмена разнообразной информацией используется «стена», на которой классный руководитель помещает объявления, требующие быстрого реагирования, например, об изменениях в расписании или планирующихся совместных мероприятиях, а студенты могут задать любой интересующий их вопрос или сообщить о возможности опоздания, причине пропуска занятия, заболевании. Благодаря наличию современных устройств связи сообщения приходят преподавателю на мобильный телефон, что способствует также оперативному информированию родителей.
Использование привычных для современной молодёжи ресурсов позволяет на их основе в течение всего времени обучения в колледже осуществлять эффективное сопровождение самостоятельной работы студентов по двум основным направлениям:
1) для активизации продвижения по индивидуальной личностно-ориентированной образовательной траектории (этому способствует, например, оперативная смена заданий по результатам текущего мониторинга учебной деятельности, указания на необходимость изучения конкретного материала в тексте лекций, размещённом преподавателем на «стене» в начале семестра, ссылки на интернет-ресурсы, помогающие углублённому освоению определённых тем, индивидуальное консультирование в форме диалога, опосредованного ИКТ и т.д.);
2) для активизации работы учебной группы (в соответствии со спецификой факультета на «стене» помещаются ссылки на имеющиеся в интернете видеозаписи фильмов, спектаклей, концертов, выставок и других культурных событий как в нашей стране, так и за рубежом, ознакомление с которыми расширяет кругозор студентов, нацеливает их на обмен впечатлениями в форме корректной дискуссии в разделе «Обсуждение»; полезны также разделы «Предложения» и «Опросы», ориентированные на развитие творческой инициативы обучающихся, выработку и реализацию коллективного мнения).
Предлагаемая форма использования социальных сетей позволяет также обеспечить взаимодействие преподавателей различных дисциплин, что способствует эффективному достижению метапредметных и личностных результатов. Конечно, оформление и размещение в свободном доступе конспектов лекций, методических разработок по различным темам и предметам, указаний по выполнению домашних заданий, ссылок на нотные и книжные библиотеки, различные образовательные ресурсы, способствующие самообразованию, требует от преподавателей соответствующего уровня ИКТ-компетентности [3].
В заключение следует отметить, что рассмотренная в статье инновационная форма педагогического сопровождения самостоятельной работы учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий, включая социальные сети и различные интернет-ресурсы, как показывает практика, обеспечивает существенную актуализацию самообразовательной деятельности, реализацию взаимосвязи процессов обучения и воспитания, ориентирует обучающихся на активную самостоятельную творческую работу и расширение индивидуального информационно-образовательного пространства.
Библиографический список:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 608 с.
2. Топчий О.Н. Опыт внедрения инновационных форм внеурочного взаимодействия преподавателей и студентов в колледже культуры // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации. Сборник материалов Междунар. научно-практ. конф. Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)»/науч.ред..-Т.И. Карнаухова. Таганрог: изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2017. – С. 691-697
3. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ–компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 188 с.