Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf
Профессиональный стандарт педагога, в том числе и дошкольного образования, одним из необходимых ему умений называет владение ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Осмелюсь напомнить, что ИКТ-компетентность педагога – это составляющие ее общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая компетентности. Эти компетентности позволяют организовывать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении на высоком современном уровне, повышают качество профессиональной деятельности педагога-дошкольника. ИКТ-компетентность – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Педагог, владеющий ИКТ-компетентностью имеет огромные возможности для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей, их обучения. Существует множество программ, специально предназначенных для обучения элементам математики, развитию речи, родному языку и т.д. Есть развлекательные программы, не содержащие педагогических заданий, но которые могут эффективно применяться в образовательных целях. Яркие, привлекающие внимание детей мультимедийными эффектами, они делают занятия для детей интересными и незабываемыми.
Однако, как показывает практика, в настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений не используют, либо недостаточно и бессистемно используют, имеющийся арсенал средств. Есть причины, объясняющие такую ситуацию, они и позволяют сформулировать противоречия, объективно существующие на сегодняшний день:
1. между современными требованиями к профессиональной подготовке педагога, включающими ИКТ-компетентность как одну из важнейших составляющих профессиональной компетентности и отсутствием подходов к целенаправленному процессу становления ИКТ-компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения;
2. между ростом информатизации общества и отсутствием у педагогов навыков использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Это противоречие подчеркивает проблему готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений овладевать ИКТ-компетентностями.
Одним из решений данной проблемы является формирование ИКТ-компетентности у будущих педагогов еще в период их профессиональной подготовки в колледже.
Для этого помимо учебной дисциплины «Информатика», изучаемой на первом курсе, начиная со второго курса вводится такая дисциплина, как «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Закрепляются умения и навыки на педагогической практике, где обучающиеся используют современные ИКТ.
Мы выявили несколько условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки будущих педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности ИКТ и формирования у них ИКТ-компетентности. Главное – это системное использование электронных образовательных ресурсов не только на учебных занятиях по «Информатике» и «Информатике и ИКТ в профессиональной деятельности», но и на таких как «Педагогика» и «Психология», «Русский язык и культура речи» и «История» и др.
Например, в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и календарно-тематическим планом, при изучении темы «Компьютерные сети. Глобальная сеть Интернет», обучающимся предлагается задание: познакомиться с разными поисковыми системами, выявить достоинства и недостатки каждой и составить краткий конспект в виде таблицы. Изучая тему «Прикладные программные средства», обучающимся необходимо с помощью электронных энциклопедий, размещенных в сети Интернет, познакомиться с видами вредоносных программ; загрузочными, файловыми и сетевыми вирусами, по изученному материалу создать презентацию и защитить ее. Кроме этого составляют таблицу антивирусных программ (коммерческих и свободно распространяемых) с аннотацией.
Работа с электронными энциклопедиями дает возможность, сэкономив время, быстро найти необходимую информацию по нужной теме, а презентация дает возможность обучающимся самостоятельно компоновать и представлять материал; быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами; вызывают интерес и делают разнообразным процесс передачи информации, усиливают воздействие выступления, поскольку презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание. На мой взгляд именно мультимедийные презентации наиболее широко используются обучающимися в период производственной практики и далее, в профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что они позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов.
Изучая тему «Использование компьютерных программ и Интернет ресурсов в образовательном процессе ДОУ» обучающимся необходимо найти и проанализировать содержание обучающих и развивающих игр и программ для дошкольников, дать характеристику образовательных компьютерных программ и по результатам заполнить соответствующую таблицу, в которой необходимо указать название игры или программы, на какой возраст она рассчитана, дать анализ программы и указать адрес Интернет-ресурса, на котором она размещена.
Аналогичную работу проводят обучающиеся и с сайтами, предназначенными для работников дошкольных образовательных учреждений. Студентам предлагается составить каталог сайтов, изучить их структуру, содержание находящихся на них материалов и провести сравнительный анализ таких сайтов, как «Все для детского сада» (www.moi-detsad.ru), «Дошкольный возраст. Развитие детей дошкольного возраста» (www.doshvozrast.ru), «Портал Солнышко» (www.solnet.ee), «Раннее развитие детей» - информационный портал для заботливых родителей (www.danilova.ru) и т.д., оформив результаты в виде таблицы. Это далеко не весь перечень ресурсов, которые изучают и анализируют обучающиеся колледжа.
Работая с ЭОР обучающимся я всегда рекомендую сайты, которые вызывают доверие и отвечают хорошему качеству. Это прежде всего сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru ); сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР), http://school-collection.edu.ru ); сайт информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (ЕС «Единое окно», http://window.edu.ru ); Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru) и др.
Неоценимую помощь электронные образовательные ресурсы оказывают студентам и в период учебной практики, и при подготовке к производственной практике. Используя электронные образовательные ресурсы, обучающиеся подбирают необходимый для планирования занятий теоретический материал, дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал; используя компьютерные технологии, оформляют документацию в соответствии с требованиями.
Поскольку в учебном плане по специальности «Дошкольное образование» нет ни УД, ни МДК связанного с методикой обучения детей дошкольного возраста работе на компьютере, то мы в рамках учебных занятий по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» при изучении темы «Особенности применения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» обучающимся предлагаем следующие задания: изучить требования к организации компьютерного обучения дошкольников; составить рекомендации по использованию компьютера в обучении дошкольника; разработать рекомендации (консультацию) для родителей «Ребенок и компьютер» и оформить в виде презентации; спланировать фрагмент занятия с использованием электронных образовательных ресурсов.
Кроме этого обзорно рассматриваем существующие компьютерные программы для детей. Это: серия дисков “Супердетки”, “Несерьезные уроки”, “Смешарики” от компании “Новый диск”, “Мир информатики” от “Кирилл и Мефодий” и др.
Для контроля и оценки знаний, умений и навыков обучающихся использую тестовые задания, выполненные с помощью программы «MyTestX». Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Таким образом, уже в колледже студенты овладевают ИКТ-компетентностью, которая позволяет организовывать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении на высоком современном уровне. Показатели успешности использования электронных образовательных ресурсов обучающимися на лицо. Это и частое включение электронных образовательных ресурсов в учебные занятия на практике, выбор тем выпускных квалификационных работ по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОУ и есть залог успешной профессиональной деятельности педагога-дошкольника.