НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Ложкомоева С.Н., Караваева О.Н. Особенности построения модели работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях группы общеразвивающей направленности

Библиографическое описание:

Ложкомоева С.Н., Караваева О.Н. Особенности построения модели работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях группы общеразвивающей направленности // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Ложкомоева С.Н.

Караваева О.Н.

Особенности построения модели работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях группы общеразвивающей направленности

«Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним»

Л. Н. Толстой.

Ребенок с особыми потребностями в образовании (ООП) – это уже не новое для нашего восприятия понятие.

Появление данного термина свидетельствует о взрослении нашего общества, его социальности — оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок c ограниченными возможностями здоровья или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления такие понятия, как аномальные дети, дети с нарушениями в развитии, дети с отклонениями в развитии и такие страшные слова, как слепой, глухой, даун, спастик, алалик, дизартрик, аутист, - указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Дети с особыми образовательными потребностями - эта та категория воспитанников, кому нужны обходные пути получения знаний, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными.

Такое понятие, как «психолого-педагогическое сопровождение» является сегодня не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, а выступает как комплексная технология, особая культура поддержки, помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями.

Этапы реализации инклюзивного образования

Предварительный этап:

· предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;

· определение воспитателя и группы, в которую поступает воспитанник с ОВЗ;

· определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанника с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром);

· заключение договора с родителями и зачисление воспитанника с ОВЗ в образовательное учреждение.

Диагностический:

· изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);

· Описание необходимых воспитаннику с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

Разработка адаптированной образовательной программы: проектирование необходимых структурных составляющих АОП:

· титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, оценка качества реализации АОП.

· Организовано посещение непосредственной образовательной деятельности, индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий в группе, в которой обучается ребенок с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение модели инклюзивного образования

Материально-техническое обеспечение направлено на создание условий для инклюзивного образования в ДОУ.

Составляющими материально-технического обеспечения являются: инфраструктура Организации: внутренние помещения здания, прилегающая территория, используемые для организации образовательного процесса; крупное оборудование (игровое, медицинское, учебное), используемое в образовательном процессе.

Материально-техническое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к материально-техническим условиям:

· требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

· требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

· требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

· оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

· требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Модель взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ

Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ строится на основе доверия, диалога, партнерства, уважения систем ценностей и взглядов родителей, с учетом демографических, экономических, этнокультурных и

прочих условий жизни семей воспитанников. (Рисунок 1)

Рис.1

Педагогический коллектив предоставляет родителям возможности:

· быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, его успехах и достижениях;

· получать необходимую психолого-педагогическую поддержку в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка;

· принимать участие в реализации Программы;

· выражать мнение по поводу удовлетворенности качеством и содержанием образования детей в ДОУ;

· инициировать вариативные формы, содержание образования детей в Организации.

Формы совместной деятельности специалистов ДОО.

Определены формы взаимодействия специалистов, среди которых педсоветы, консультации, тренинги, семинары – практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ занятий с детьми.

Методы и формы работы с детьми

· Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

· Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

· Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

· Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

· Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

· Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

рис.2

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ в дошкольном учреждении общеразвивающего вида предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. В этом случае педагогический поиск заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог должен создавать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

На занятиях игры и упражнения должны выбираться с учетом индивидуальных программ обучения. Важным условием организации занятий должна являться игровая форма проведения. Так же необходимо предусмотреть варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В данной модели могут гармонично сочетаться развивающие и коррекционные подходы в обучении.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение занятий, гигиенических процедур, прием пищи.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ должны определяться методы обучения. При планировании работы использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов нужно решать индивидуально. В тех случаях, когда основная программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, должны составляться индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, предметной социально-бытовой ориентации.

Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, необходимо предусмотреть включение в работу инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха использовать невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, картинки-символы и др.

Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Обычный детский сад при четко продуманном содержании организации его работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обладает эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной подготовке к школьному обучению. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида.

Библиографическое описание:

1. Алферова, О. Комплексное воздействие специалистов смежных областей на развитие речи дошкольника / О. Алферова // Дошкольное воспитание. –2012. – № 8. – С. 82–85.

2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Книга 1. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 224с.

3. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты. Книга 2. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 208с.

4. Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – С-Пб: Детство-Пресс, 2010. – 112с. 5.Денисова О.А.Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида/ под ред. О.А.Денисовой – М.:ТЦ «Сфера», 2012. – 64 с.

6. Жесткова В.Ф. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет. – М.: «Учитель», 2015. – 72с.

7.Михеева И.А., Чешева С.В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителялогопеда. - С-П.: "КАРО",2009. - 256с.

8.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352с.
2023