Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Денисова О.Е., Рукавишникова В.С. Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Быть здоровым хорошо!» с использованием здоровьесберегающих технологий

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

Задачи:
1.       «Познавательное развитие»: Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей; обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи здоровья и питания;
2.       «Социально-коммуникативное развитие»: формировать потребность в соблюдении культурно – гигиенических навыков, режима дня; развивать интерес к заботе о своем здоровье, проявление самостоятельности.
3.       «Речевое развитие»: продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность; умение проявлять знания в игровой и речевой форме; обогатить и активизировать речь детей по теме; продолжать учить анализировать, делать выводы.
4.       «Физическое развитие»: формировать потребность к двигательной активности; выполнять движения и задания в соответствии с физкультминуткой.
Методы и приемы: сюрпризный момент, познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, двигательные упражнения, игра, словесные методы, наглядные методы.
Предварительная работа: беседа с детьми о здоровом образе жизни; проведение дней и недель здоровья; чтение пословиц и поговорок о ценности здоровья; разучивание стихотворения «Микроб»; сюжетно – ролевые игра «Больница»; чтение художественной литературы о здоровье.
Материал:
- мягкие модули (кочки) для координации движений;
- массажные мячики «Су–Джок»;
- иллюстрации с овощами и фруктами;
- карточки (средства личной гигиены).
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости,
- Давайте поздороваемся с ними.
- Здороваться, значит желать друг другу здоровья и хорошего настроения!
- Ребята, а что это значит быть здоровым? Здоровый человек – он какой? (весёлый, сильный).
- А когда человек болеет, то каким становится? (грустным, плаксивым, слабым).
- Так что же лучше быть здоровым или болеть? (здоровым).
- Ребята, а как вы думаете, чтобы не заболеть, что надо делать? (делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, закаляться, кушать овощи и фрукты).
Звонит телефон: - Алло, здравствуйте ребята, это Доктор Айболит! В нашем лесу случилась беда, заболел зайчик, а мне пришлось уехать к другим зверюшкам и ему некому помочь. Выручайте ребята только вы сможете помочь бедному зайчику. Но на вашем пути могут встречаться разные испытания и только когда вы их пройдёте сможете помочь зайчику. Ну что вы готовы?
Воспитатель: Поможем зайчику? Тогда в путь:
- Мы с ребятами шагаем,
- Дружно ноги поднимаем,
- Руки тоже поднимаем,
- А потом их опускаем.
Воспитатель: Ребята, а вот и первое испытание. Впереди болото, нужно пройти по кочкам и не замочить ноги.
(Выкладываются мягкие модульные кочки для координации движений у детей.)
Воспитатель: Молодцы, с первым испытанием вы справились. Дети, посмотрите на болоте растут такие ягоды – клюква, давайте мы зайчику возьмём клюкву в ней много витаминов и сделаем ему чай с клюквой. Нужно идти дальше:
- Мы с ребятами шагаем,
- Дружно ноги поднимаем,
- Руки тоже поднимаем,
- А потом их опускаем.
Воспитатель: Ой, слышите кто-то плачет… Ребята смотрите это же белочка.
Что случилось белочка, почему ты плачешь?
Включается аудиозапись: Я очень долго гуляла и у меня замёрзли лапки, и я не знаю, как мне их согреть?
Воспитатель: Ребята поможем белочке согреть лапки?
На столе лежат для каждого ребёнка мячики «Су-Джок», проводится массаж:
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом):
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Воспитатель: Дети, вы молодцы помогли белочке согреть лапки, но нам пора идти дальше, а мячик возьмём для нашего зайчика, чтобы он тоже делал массаж ручек.
Воспитатель: Отправляемся дальше на помощь к зайчику:
- Мы с ребятами шагаем,
- Дружно ноги поднимаем,
- Руки тоже поднимаем,
- А потом их опускаем.
Воспитатель: Ребята смотрите здесь под кустом ёжик. Ёжик, что ты здесь потерял?
Включается аудиозапись: Да, я вот нёс зайчику продукты, чтобы он выздоровел, но они у меня рассыпались и все перепутались, помогите ребята мне выбрать только полезные продукты.
Воспитатель: Ребята, поможем ёжику сложить картинки?
- А какие здесь полезные продукты? (овощи, фрукты)
- А чем они полезны? (много витаминов).
Я хочу узнать, что вы знаете о полезной еде. Я сейчас вам буду давать советы.
Если совет полезный, то вы все вместе говорите: ДА
Если о том, что для здоровья вредно, топаете ногами.
- Ешь побольше апельсинов …
- Пей морковный вкусный сок...
- Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить…
- Ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис …
- Пейте дети молоко, будете здоровы …
- Каша – вкусная еда-Это нам полезно…
- Лук зеленый иногда, нам полезен дети?
- В луже грязная вода, нам полезна иногда?
- Фрукты – просто красота! Это нам полезно?
Давайте, мы с собой нашему зайчику возьмём полезные продукты.
Воспитатель: Отправляемся дальше на помощь к зайчику:
- Мы с ребятами шагаем,
- Дружно ноги поднимаем,
- Руки тоже поднимаем,
- А потом их опускаем.
Воспитатель: Посмотрите какое необычное дерево растёт в этом лесу, на нём растут самые разные предметы, но среди них есть предметы, которые пригодятся и для нашего зайчика, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте о каком предмете идёт речь:
Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна
Промыв ушки, глазки, губы,
Очень важно чистить…зубы
Всех микробов точно плёткой
Выгонит … (зубная –щётка)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька
Всё намокло, всё измялось
Нет сухого уголка (полотенце)
От души натрёт меня
Опасаюсь, как огня
Тело в ванной моет ловко
У неё во всём сноровка
Ей меня ничуть не жалко
Вот кусачая… (мочалка)
Хожу, брожу не по лесам, а по усам да волосам
И зубы у меня длинней, чем у волков и у мышей (расчёска)
Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели
Чтоб сверкали чистотой
Мною их скорей помой (шампунь)
Ускользает как живое
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится
Руки мыть не ленится (мыло).
Пальчиковая гимнастика «Все пальчики помыли».
Воспитатель: - Как можно назвать все эти предметы?
Для чего они нужны? А могут они пригодиться для нашего зайчика? Тогда возьмём их с собой.
Нужно идти дальше:
- Мы с ребятами шагаем,
- Дружно ноги поднимаем,
- Руки тоже поднимаем,
- А потом их опускаем.
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и пришли к зайчику, давайте мы сделаем ему чай с клюквой и все наши подарки, они ему обязательно помогут выздороветь. А мы покажем зайчику общеукрепляющий массаж. Чтобы он больше не болел:
Греем наши ручки (Соединить ладони, потереть ими до нагрева)
Греем кончик носа. (Слегка подергать кончик носа)
Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос)
Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз)
Лебединая шейка. (Поглаживаем шею рука от грудного отдела до подбородка)
Носик, дыши! (Вдох через правую ноздрю выдох – через левую, а затем наоборот).
Воспитатель: Ну, что ребята, вам понравилось помогать зайчику? А кто ещё встречался нам по дороге к зайчику, и как мы им помогали?
Библиографический список:
1.       Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Подготовительная группа. – Волгоград: Корифей, 2008.
2.       Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
2020