Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Петрова Г.В., Андреева М.О. Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи

Библиографическое описание:
Петрова Г.В., Андреева М.О. Логопедическая сказка как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Аннотация

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Отмечая связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития мелкой моторики, стоит обратить внимание на направление работы – сопряженная гимнастика.

Сопряженная гимнастика- это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, способствует привлечению внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение энергии в организме, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Ведущей педагогической идеей данного вида деятельности является способствование развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сопряженной гимнастики.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативизм. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.

В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте, при постановке звуков и их автоматизации.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.

Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультурная минутка или динамическая пауза.

Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача педагога — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи.

Возникает ряд требований:

1. Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а педагог сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

2. На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с сопряженной гимнастикой перед зеркалом.

3. На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.

4. На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Таким образом, логопедические сказки с применением сопряженной гимнастики уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки). Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

«Весенняя прогулка Куклы Даши»

Список используемой литературы

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.

Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

Бушлакова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Детство-Пресс.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.

Схемы-карточки для комплексов артикуляционной гимнастики.

Упр. «Бегемотик»

Упр. «Лягушка»

Упр. «Чашечка»

Упр. «Хоботок»

Пособия для проведения логопедических сказок с применением сопряженной гимнастики
2023