НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Архипова Ж. Н. Педагогическая поддержка инициативы детей по речевому развитию с использованием «Речевых кубиков» в условиях дошкольной образовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 7 (45) https://f.almanah.su/45.pdf


Педагогическая поддержка - особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется в процессе диалога и взаимодействия ребёнка и взрослого; предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Инициатива – начинание, почин в любом деле.
Речевые игры – увлекательный и естественный способ развития речи у ребенка. В своей практике я использую учебно-методический комплект «Речь:плюс» издательства «Национальное образование», который позволяет развивать речь ребенка дошкольного возраста по всем направлениям. Разные варианты игр предоставляют возможность ребенку выбирать, пробовать и придумывать новые игры.
В группе дошкольной образовательной организации в центре активности «Речевичок» из серии учебно-методического комплекта «Речь:плюс» находятся «Речевые кубики», предназначенные для игр и упражнений по развитию речи.
В настоящей статье я приведу примеры игр с применением «Речевых кубиков», которые развивают способность к речевому самовыражению, коммуникации, интерес к речи и устному общению и позволяют ребенку: проявлять радость от говорения, взаимопонимания, выражать интерес к общению; расширить свой словарный запас за счет слов из окружающей его действительности; овладеть понятиями; развить способность к диалогу, приобрести навыки культуры речевого общения; понимать условные изображения (картинки) на кубике: следить за сюжетом короткого или длинного рассказа, понимать смысл картинки и обсуждать его; стоит отметить, что условные изображения задают определенную смысловую и речевую направленность; понимать звуковой строй языка (фонетический слух); проявлять интерес к кубикам, условным обозначениям и придуманным ребенком историям; понимать связь между текстом и картинкой; развить интерес к играм с кубиками, связывать их со словами и звуками, рифмами и стихотворениями; познакомить детей с речевыми кубиками и экспериментировать с ними в речевом развитии.
Предлагаю знакомство с некоторыми кубиками.
Красные кубики – обозначают персонажей («кто?»): главные участники ролевых игр, они имеют свои имена, разные характеры и привычки (семья, профессии, незнакомцы).
Зелёные кубики – предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы). Кубики с изображением волшебных предметов, отличаются тем, что дети могут делать почти всё, при этом каждый предмет несёт свою функцию. Чтобы волшебство состоялось, как правило, требуются волшебные слова, часто дети используют рифму. А используя кубики с изображением транспорта, где важным условием является путешествие, предоставляют возможность ребенку ехать, плыть, лететь (по желанию).
Синие кубики- отвечают на вопросы: «что?», «где?», «когда?».
Оранжевые кубики придают речи выразительность, помогают освоить пространственные предлоги и позволят ребенку понимать и выражать эмоции.
Простые игры, используемые в центре активности в группе с детьми с общим недоразвитием речи:
- «Повтори предложение за предлогом»- матрос сидит на палубе, бабушка связала внучке носки, на вершине горы лежит снег.
- «Изобрази, что делает персонаж»- ребенок показывает, дети угадывают, что изображено на кубике.
- «Скажи наоборот»- один ребенок составляет простое предложение по изображению на кубике, другой подбирает антоним: машина едет быстро- машина едет медленно;
- «Продолжи предложение» - по выпавшей грани один ребенок начинает предложение («Если робот увидит кошку…», другой ребенок- продолжает предложение.
Игры с усложнением:
- Один ребенок выкладывает кубик с условными изображениями (предлогами), а другой ребенок подбирает пару кубиков с нужным предлогом.
- К персонажу или предмету, выпавшему на кубике, ребенок подбирает глагол, называет его.
- Один ребенок выбирает кубик, кладет его гранью вверх и называет слово. Другой ребенок берет кубик, кладет его рядом с первым в любое место цепочки и составляет словосочетание из двух слов. Составляется цепочка, выигрывает тот, кто подберет последнее слово в цепочке. Усложнить можно данный вариант игры, когда кубик можно класть только справа о первого, или только слева.
Речевые кубики – увлекательный и естественный способ развития речи ребенка, предполагают педагогическую поддержку ребенку в речевом развитии и самоопределение ребенка в ситуации выбора, последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Библиографический список

1. Вершинина Е.А., Гризик Т.И., Федосова И.Е. РЕЧЬ:ПЛЮС. Речевое развитие в детском саду. Карточки для педагогов. М.: Издательство «Национальное образование», 2019.83 карт.
2. Михайлова-Свирская Лаборатория грамотности. М.: Издательство «Национальное образование», 2019.144с.
2021