Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf
Детство - это самый важный период в жизни человека. Именно в детстве происходит формирование базовых навыков, таких как: речь, мышление, восприятие, внимание, память; которые помогают ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, каждый ребёнок имеет право на всестороннее развитие и уважение своего человеческого достоинства. Чтобы ребёнок мог самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности, его развитие необходимо поддерживать, стимулировать и корректировать. На это и направлена деятельность педагогов дошкольных учреждений.
Воспитатель в своей практике преимущественно имеет дело с естественными возрастными особенностями развития ребёнка. Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекционно-развивающую работу в целях устранения дефектов психического и умственного развития, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки и учит применять их в жизни. Таким образом обеспечивается эффективность развития личности каждого ребёнка.
Основу организации деятельности педагогов определяют:
· Системность подачи материала;
· Соответствие естественным и индивидуальным возможностям детей;
· Индивидуальность темпа работы.
Обязанности воспитателя:
· При подготовке к занятиям требуется учёт темы занятий учителя-дефектолога и исключение идентичности;
· Закрепление навыков по занятию учителя-дефектолога;
· Расширение словарного запаса детей;
· Контроль произношения звуков и грамотности речи;
· Внедрение грамматических конструкций в естественное общение детей;
· Формирование слуховой и зрительной памяти и связной речи;
· Развитие понимания логики мышления, воображения и речи;
· Наблюдение за динамикой развития детей.
Обязанности учителя-дефектолога:
· Стимуляция психического и умственного развития;
· Проведение пальчиковой гимнастики;
· Изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
· Составление плана работы с детьми;
· Корректировка произношения звуков;
· Обучение восприятию информации и связной речи;
· Проведение упражнений на дыхание, артикуляцию, физпауз;
· Работа с воспитателями и родителями;
· Обеспечение профилактики нарушений стопы и осанки.
Наша практика показала, чтобы обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы, педагоги должны совместно:
1. Изучать детей. Воспитатель изучает поведение детей в естественном общении, в повседневной жизни, а учитель-дефектолог - в индивидуальной беседе с ребёнком и в процессе занятий. Наша цель-выявить особенности личности каждого малыша, поведения на занятиях и в социуме, характер отклонений в развитии.
2. Обсуждать свои наблюдения и составлять индивидуальный план работы с каждым воспитанником. Все дети - формирующиеся личности, и для того, чтобы помочь им сформироваться правильно, необходимо каждому уделить внимание в индивидуальном порядке. Перед переходом к новой теме нужно убедиться в том, что ни у одного ребёнка не остались какие-то пробелы.
3. Изучать и корректировать программу работы. Всем известно, что дети -не конвейер. У каждого свой темп, свои особенности развития и всё это при работе необходимо учитывать, чтобы программу могли усвоить все.
4. Готовить и проводить тематические занятия, развлечения и праздники. Эти мероприятия проводятся для того, чтобы реализовать все способности детей и подвести итог деятельности педагогов, раскрыть таланты детей.
5. Взаимодействовать с родителями. Невозможно проводить полноценную коррекционно-развивающую работу, если у ребёнка нет поддержки со стороны родителей. Главная задача педагогов - вовлечь взрослых в этот процесс, сделать их действенными и активными участниками. Показать эффективность занятий можно при помощи: беседы, проведения открытого занятия, консультации. Родителей нужно включить в занятие, они должны совместно с детьми выполнять упражнения, поддерживать их, конспектировать слова педагогов, подбирать дидактические материалы и консультироваться по их подбору. Ребёнок будет более заинтересован в занятиях, если будет видеть, что родители его поддерживают и помогают ему.
6. Определять подгруппу для занятий. Дети должны усваивать материал в комфортной форме и темпе. Не стоит допускать того, чтобы некоторые дети ощущали себя отстающими и неполноценными, а другие сидели и ждали тех, кому тема даётся труднее. Более слабые дети могут начать комплексовать и могут замкнуться в себе, что затруднит работу с ними. Каждая группа формируется на основе индивидуальных возможностей и особенностей развития детей.
Устранение дефектов развития требует комплексного подхода. Нельзя недооценивать работу педагогов и пытаться заменить одного другим. Воспитатель и дефектолог работают в тесном контакте, дополняя друг друга. Только такой подход обеспечит полноценное развитие личности детей.
Библиографический список
1. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. -М.: Просвещение, 2000.2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2011.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2018.