Актуальные вопросы дошкольного образования

Жих И. С., Арсенова Н. С. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя ДОУ с дошкольниками, имеющими отклонение в развитии


Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf

 Детство - это самый важный период в жизни человека. Именно в детстве происходит формирование базовых навыков, таких как: речь, мышление, восприятие, внимание, память; которые помогают ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, каждый ребёнок имеет право на всестороннее развитие и уважение своего человеческого достоинства.  Чтобы ребёнок мог самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности, его развитие необходимо поддерживать, стимулировать и корректировать. На это и направлена деятельность педагогов дошкольных учреждений.
Воспитатель в своей практике преимущественно имеет дело с естественными возрастными особенностями развития ребёнка. Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекционно-развивающую работу в целях устранения дефектов психического и умственного развития, а воспитатель закрепляет полученные детьми навыки и учит применять их в жизни. Таким образом обеспечивается эффективность развития личности каждого ребёнка.
Основу организации деятельности педагогов определяют:
·       Системность подачи материала;
·       Соответствие естественным и индивидуальным возможностям детей;
·       Индивидуальность темпа работы.
Обязанности воспитателя:
·       При подготовке к занятиям требуется учёт темы занятий учителя-дефектолога и исключение идентичности;
·       Закрепление навыков по занятию учителя-дефектолога;
·       Расширение словарного запаса детей;
·       Контроль произношения звуков и грамотности речи;
·       Внедрение грамматических конструкций в естественное общение детей;
·       Формирование слуховой и зрительной памяти и связной речи;
·       Развитие понимания логики мышления, воображения и речи;
·       Наблюдение за динамикой развития детей.
Обязанности учителя-дефектолога:
·       Стимуляция психического и умственного развития;
·       Проведение пальчиковой гимнастики;
·       Изучение индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
·       Составление плана работы с детьми;
·       Корректировка произношения звуков;
·       Обучение восприятию информации и связной речи;
·       Проведение упражнений на дыхание, артикуляцию, физпауз;
·       Работа с воспитателями и родителями;
·       Обеспечение профилактики нарушений стопы и осанки.
Наша практика показала, чтобы обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы, педагоги должны совместно:
1.    Изучать детей. Воспитатель изучает поведение детей в естественном общении, в повседневной жизни, а учитель-дефектолог - в индивидуальной беседе с ребёнком и в процессе занятий. Наша цель-выявить особенности личности каждого малыша, поведения на занятиях и в социуме, характер отклонений в развитии.
2.    Обсуждать свои наблюдения и составлять индивидуальный план работы с каждым воспитанником. Все дети - формирующиеся личности, и для того, чтобы помочь им сформироваться правильно, необходимо каждому уделить внимание в индивидуальном порядке. Перед переходом к новой теме нужно убедиться в том, что ни у одного ребёнка не остались какие-то пробелы.
3.    Изучать и корректировать программу работы. Всем известно, что дети -не конвейер. У каждого свой темп, свои особенности развития и всё это при работе необходимо учитывать, чтобы программу могли усвоить все.
4.    Готовить и проводить тематические занятия, развлечения и праздники. Эти мероприятия проводятся для того, чтобы реализовать все способности детей и подвести итог деятельности педагогов, раскрыть таланты детей.
5.    Взаимодействовать с родителями. Невозможно проводить полноценную коррекционно-развивающую работу, если у ребёнка нет поддержки со стороны родителей. Главная задача педагогов - вовлечь взрослых в этот процесс, сделать их действенными и активными участниками. Показать эффективность занятий можно при помощи: беседы, проведения открытого занятия, консультации. Родителей нужно включить в занятие, они должны совместно с детьми выполнять упражнения, поддерживать их, конспектировать слова педагогов, подбирать дидактические материалы и консультироваться по их подбору. Ребёнок будет более заинтересован в занятиях, если будет видеть, что родители его поддерживают и помогают ему.
6.    Определять подгруппу для занятий. Дети должны усваивать материал в комфортной форме и темпе. Не стоит допускать того, чтобы некоторые дети ощущали себя отстающими и неполноценными, а другие сидели и ждали тех, кому тема даётся труднее. Более слабые дети могут начать комплексовать и могут замкнуться в себе, что затруднит работу с ними. Каждая группа формируется на основе индивидуальных возможностей и особенностей развития детей.
Устранение дефектов развития требует комплексного подхода. Нельзя недооценивать работу педагогов и пытаться заменить одного другим.  Воспитатель и дефектолог работают в тесном контакте, дополняя друг друга. Только такой подход обеспечит полноценное развитие личности детей.

Библиографический список

1.     Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. -М.: Просвещение, 2000.
2.    Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.  Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2011.
3.    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4.    Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2018.

2022-04-26 10:24 2022