Стандарт дошкольного образования определяет, что образовательная программа дошкольного учреждения должна быть направлена: - на создание условий развития инициативы и творческих способностей ребенка; -должна обеспечивать развитие личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности - включать способы направления и поддержки детской инициативы. В ходе реализации образовательной программы дошкольники получают позитивный социальный опыт создания и воплощения собственных замыслов. Дети должны чувствовать, что их попытки пробовать новое, в том числе и при планировании собственной жизни в течение дня, будут поддержаны взрослыми. Это возможно в том случае, если образовательная ситуация будет строиться с учетом детских интересов. Образовательная траектория группы детей может меняться с учетом происходящих в жизни дошкольников событий. С целью поддержания детской инициативы мы регулярно создаём ситуации, в которых дети учатся: • при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; • совершать выбор и обосновывать его (например, детям можно предлагать специальные способы фиксации их выбора); • предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения и пр.); • планировать собственные действия индивидуально, в малой группе, команде; • оценивать результаты своих действий индивидуально, малой группе, команде. Предоставляя детям возможность самостоятельно действовать, создавая условия для самостоятельной деятельности и поддерживая ее, педагог непроизвольно формирует предпосылки учебной деятельности (умение планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль и др.). Одним из способов поддержки детской самостоятельности и инициативы является технология «Календарь жизни группы». Цель технологии: установление в группе благоприятного микроклимата, поддержка детской инициативы, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности. «Календарь жизни группы» отражает планируемые взрослыми и детьми мероприятия (в средней группе – на день, в старшей группе – на неделю, в подготовительной – на месяц). С помощью условных обозначений отмечаются интересные, важные для детей даты (дни рождения, праздники, тематические дни), предполагаемые экскурсии, встречи, крупные хозяйственные дела (генеральная уборка группы, постройка горки и пр.). Технология «Календарь жизни группы» может использоваться в разных возрастных группах дошкольного возраста. Перед началом знакомства с календарем у детей должны быть сформированы такие понятия как день, неделя, месяц, год. В средней группе детей знакомят с понятиями «день», «сутки». Детей старшей группы учат последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. В подготовительной к школе группе закрепляются знания последовательности дней недели и времен года. Дети знакомятся с названием текущего месяца. Такая предварительная работа проводится в рамках образовательной ситуации. В старшей группе мы познакомили детей с календарём. Ребята рассматривали разные модели дня, недели, месяца. Вместе с педагогами дополнительного образования смастерили «Вечный календарь», где можно определить время года, месяц и дни недели. В подготовительной группе в сентябре перед нами встал вопрос планирования наших режимных моментов и интересных дел на день. Вместе с ребятами, мы создали календарь, в котором отражаются дни недели и образовательная деятельность в детских рисунках. В своём календаре мы отмечаем не только памятные даты и знаменательные события, но и необычные темы, которые придумывают сами ребята. Это интересный и творческий процесс для детей и взрослых. Так наряду с традиционными праздниками в нашем календаре появились День красоты, День моря, День гимнастики, День животных, Синичкин день, день объятий. Эти темы органично вписываются в образовательный процесс, в режимные моменты, а самое главное находят своё отражение в игровой деятельности При составлении календаря жизни группы на месяц, мы собираемся все вместе, и каждый ребёнок высказывает своё мнение, как можно оформить листочки в календаре (а они бывают у нас разные: в форме осенних листьев, рыбок, снежинок, матрешек). Масленичную неделю обозначили блинами. Особенно весело прошёл День приветствий, который начался утренними приветствиями и теплыми пожеланиями друг другу. На утреннем круге, планируя интересные для них дела, ребята задали вопрос: а приветствуют ли друг друга животные? В ходе игровой деятельности ребята дети сами придумывали приветствия для животных, для объектов живой и неживой природы. 12 ноября праздновали «Синичкин день». Это праздник известен на Руси давно. В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зерно. В народе говорили: «Не велика птичка- синичка, а и то свой праздник знает». Ребята вместе с родителями смастерили кормушки, каждая была неповторима и по- своему хороша. А эту замечательную кормушку мы решили оставить в группе, она успешно превратилась в избушку. Ещё одним запоминающимся образовательным событием стал День сказочных героев. Всё началось с того, что девочка Аня пришла в детский сад в костюме Буратино. У ребят возникло желание сделать для себя костюмы сказочных героев. Мы включили этот день в свой календарь. Началась подготовка к событию: мы читали сказки, обсуждали характеры и поступки героев, придумывали свои сказки, элементы костюмов. Кого в группе у нас только не было: и зайчики, и феи, Красная шапочка, Ариэль, ковбои, а Буратино успешно превратился в Мальвину. Зайка провёл утром со всеми зарядку, Мальвина решила всех поучить, рассадила детей за парты и загадывала загадки, Красная шапочка угостила всех пирожками. Дети на сцене представляли свои костюмы, рассказывали о своих героях. Привлекая наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению образовательных событий, мы поддерживаем творческую активность, позитивное отношение к окружающему миру, уверенность в себе, способствуем формированию нравственных качеств личности. Детям календарь дал возможность выбирать содержание и способы своей деятельности, внести свой вклад в общее дело, развить творческое мышление, приобретать навыки планирования, самостоятельности и ответственности. А педагогам календарь жизни группы помогает перейти на другой гибкий вид планирования. Учитывать интересы детей внедрять образовательные задачи в игру и анализировать результаты. «Календарь жизни группы» успешно реализуется, всем пришёлся по душе, а главное имеет перспективу дальнейшего развития. Попробуйте и у вас всё получится.
Библиографический список
1.ФГОС ДО, утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 2. Венгер Л.А. Программа «Развитие»: планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада.- М., 1999. 2. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение, 2003. 3. Рихтерман Т.Д. "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста", М., 1982. e-mail: zvezdochka.detsk@yandex.ru +7(908) 051-29-88