НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кабина И.В. Ознакомление детей с сезонными явлениями в природе на примере весны

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf

Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя, разноцветная радуга - все это привлекает внимание детей. В связи с этим перед нами стоит ответственная задача воспитывать малышей, а это значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей - добра и красоты, истины, ориентируясь на «Концепцию дошкольного воспитания»
Занимаясь с детьми экологическим воспитанием, я решила взять тему «Знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе». Считаю, что она актуальна, в этой теме можно отобразить все аспекты по экологическому воспитанию. Писатель М. Пришвин поэтично назвал три основных периода весны: «весна света», «весна воды», «зеленая весна» Из этих названий можно представить, какие наиболее яркие изменения можно наблюдать в каждый период весны. Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире. Особое внимание педагог должен обратить на динамичность, яркость, красоту весенних явлений, формируя эмоционально положительное отношение ребенка к природе. Кроме того, воспитатель может отметить, что данное время года вносит ряд приятных изменений в жизнь самих дошкольников: они могут легче одеваться, больше времени проводить на воздухе интересные и разнообразные игры. Наблюдения за жизнью природы проводятся обычно на участке ОУ, что способствует накоплению у дошкольников конкретных представлений о весенних изменениях в природе, и эпизодически — на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художественной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности. Необходимо формировать у детей умения и навыки выращивания растений в уголке природы и на участке, связывая это с наблюдениями труда взрослых в природе.
Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). При этом важно вызвать у каждого ребенка интерес к природным изменениям. Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и теплую обувь на более легкую одежду и уточняют, почему. Воспитателю следует обратить внимание детей на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь. В процессе игр детей знакомят со свойствами воды (теплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками. В солнечные — пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку. В конце весны и летом в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету). В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением. Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня. Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро. Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики ветреницы, первоцвета, чистяка и др. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, медуницу, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. Во время наблюдений уместно вспомнить
стихотворения о цветах. Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе. На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Дошкольники должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья. На прогулках в лес, к водоему воспитатель в процессе многократных наблюдений знакомит малышей с лягушкой (она зеленая, у нее большие глаза; лягушка прыгает в траве, в воде плавает, квакает). Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. Малышам нужно показать черных больших грачей. Если поблизости есть скворечники, можно понаблюдать за скворцами. Для закрепления представлений детей о птицах, об общих признаках данной группы животных можно использовать разрезные картинки и дидактические и подвижные игры. Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых.
В средней группе, как и в младшей, проводятся целевые прогулки с эстетической целью в цветущий фруктовый сад или к цветущему дереву, где дети рассматривают цветки, наблюдают за насекомыми. Весной дошкольникам важно показать, как заботятся люди о птицах, например, пойти на пришкольный участок, где вывешивают скворечники. Предложить им сделать аппликацию такого домика для птиц, который они хотели бы повесить на участке. Воспитатель привлекает внимание детей к птицам, вернувшимся из теплых стран (грачи, скворцы, ласточки и др.), рассказывает о жизни этих птиц, о том, что весной, возвращаясь из теплых стран, они строят и исправляют гнезда. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Желательно побывать в местах гнездования грачей. Воспитатель загадывает загадки о птицах, предлагает показать птиц на картинках, послушать записи их голосов, спрашивает детей, где они видели этих птиц, чем они питаются, почему возвращаются весной. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на летающих или сидящих на цветах насекомых. Дошкольников учат отличать бабочек от жуков, выделяя характерные особенности внешнего вида насекомых: у бабочки яркие крылья, усики, хоботок, она летает, ползает; у жука жесткие твердые крылья, он летает, жужжит. Можно спросить детей, где они видели этих насекомых, как узнали, что это жук, а это бабочка. Можно поместить кузнечика в уголок природы на один-два дня, чтобы рассмотреть его. Целевые прогулки и экскурсии в парк (сквер) весной помогают детям увидеть пробуждение природы и работу взрослых в это время года. Для формирования у детей желания участвовать в выращивании растений, уходе за ними следует уделять особое внимание наблюдению труда людей в скверах, парках, на улицах и старших дошкольников на участке детского сада (перекопка земли, посадка деревьев и кустарников, устройство цветников). Важно раскрыть необходимость самим детям выполнять интересную и нужную работу. Дети в течение сезона наблюдают за посадкой лука. В конце апреля педагог сажает настурцию, декоративную фасоль, душистый горошек для дальнейшего высаживания в грунт на участке. В конце весны можно провести с детьми занятие по рассматриванию картин, в беседе уточнить и углубить их представления о характерных признаках сезона, подвести к пониманию зависимости между явлениями неживой природы, жизнью растений и животных и трудом людей в природе.
Дети старшей группы уже способны к обобщению и установлению связей между изменениями в неживой и живой природе и деятельностью человека в ней. Однако в начале сезона им еще трудно определить наступление весны по первым весенним признакам. При каждом снегопаде, снижении температуры они думают, что зима вернулась. Поэтому педагогу следует обратить основное внимание детей на неизменно развивающиеся явления весенней природы: высоту солнцестояния, длительность светового дня, температуру воздуха, особенности облачности и осадков. На ежедневных прогулках дошкольники определяют состояние погоды, характеризуя ее основным признаком (солнечная, теплая, пасмурная или др.). Во время прогулок воспитатель обращает внимание на облака и цвет неба, предлагает послушать, как звенит капель, журчат ручьи. Спрашивает, откуда они появились. В результате наблюдения за сосульками детей подводят к выводу, что сосульки — замерзшая вода, от тепла они тают. Когда растает лед, следует провести целевую прогулку на водоем, отметить, что вода еще холодная, растения не растут. Можно выловить сачком рыбку, жука (плавунец, водолюб) и рассмотреть их, поместив в стеклянную банку. Дети этого возраста могут устанавливать связь между обилием солнечного света весной, теплом и снеготаянием и началом пробуждения, роста и развития растений. Поэтому во время прогулки на участке следует проводить наблюдения за появлением и распусканием почек на деревьях и кустарниках (дети могут узнавать 2-3 дерева: ель, тополь, березу, клен или др.), появлением сережек на березе и тополе, зеленых листьев. Педагог должен объяснить детям, что почки нежные, трогать руками их не надо, иначе они опадут, тогда зеленых листьев и красивых цветов не будет. В период цветения деревьев и кустарников (сирень, калина, жасмин и др.) следует провести экскурсию в парк. В марте можно поставить ветки в воду, собрав их после обрезки деревьев. Дети увидят, что весной они распускаются быстрее, чем зимой. Можно провести занятие, на котором следует рассмотреть ветки тополя и березы с распустившимися листьями. На последующих экскурсиях необходимо приучать детей внимательно рассматривать деревья, кустарники, сравнивать их состояние с тем, которое наблюдали ранее, то есть устанавливать последовательность в их развитии. Замечают дети и появление зеленого покрова на земле. Особый интерес вызывают первые цветущие растения. Во время целевых прогулок дошкольники наблюдают за постепенным цветением весенних растений: первоцветов и растений поздней весны, в цветнике — цветение декоративных растений. Можно предложить им сравнить два растения по окраске, форме цветка и листьев, по величине, поверхности листа на ощупь (например, тюльпан и нарцисс), по запаху. Следует постепенно приучать детей рассматривать объект.
С целью формирования знаний о причинах смены сезонов в старших группах может быть проведена игра, в которой отражаются действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Дети замечают изменение пути Солнца и делают вывод, что день стал прибавляться («В марте день с ночью меряются, равняются»). Для систематизации знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе, о характерных признаках весны следует провести тематическое занятие «Весна». В ходе занятия можно использовать модель «Портрет весны». Гуляя с детьми в разное время дня, надо предложить им подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают; сосульки с одной стороны дома тают, а с другой нет; понаблюдать за первым весенним дождем, первой грозой и появлением кучевых облаков. Педагог объясняет, что они образовались при нагревании воздуха: чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Одно из ярких и интересных весенних явлений — ледоход. Если есть возможность, необходимо показать детям на нескольких прогулках, как лед трескается, посмотреть на ледоход и разлив. Во время экскурсии к реке, объясняя это явление, воспитатель опирается на имеющиеся у детей представления о таянии снега и льда от солнечного тепла. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, читает стихи о весне. Перед экскурсией можно вспомнить с детьми, как с наступлением тепла почки на голых ветках деревьев начали оживать: набухли, увеличились и, наконец, раскрылись — из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зеленые листочки. А затем в процессе наблюдения показать и рассказать, что не все растения одеваются зеленью одновременно. На экскурсии (2-3 экскурсии в разные периоды весны) следует познакомить детей с разнообразием растительного мира: ветки белоствольной березки опушены молодыми листочками и увешаны продолговатыми сережками. Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс, крокус, гиацинт или др.). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры «Отгадай по описанию», «Что изменилось?». Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Во время прогулки делать это надо на обратном пути, а придя в помещение, следует тут же поставить букет в заранее приготовленную вазочку с водой. Рвать много цветов нельзя — букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок — это тот, который стоит там, где он «родился» — на обочине дороги, лугу, возле студеного ручья и пр., и, чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его. Следует провести прогулку к месту появления первых весенних цветов, например мать-и-мачехи, которая зацветает до массового пробуждения растительности. По мере цветения дети знакомятся и с другими весенними растениями. Можно привлечь внимание к последовательности зацветания растений. Их следует беречь и охранять, так как многие из них встречаются редко и в небольшом количестве. Когда расцветут вишни и яблони, можно провести экскурсию в плодовый сад, чтобы дети увидели всю массу бело-розовых цветов, ощутили бы нежный аромат, заметили работу пчел, собирающих пыльцу с цветов. Детей продолжают знакомить с насекомыми. Ранней весной педагог обращает внимание дошкольников на порхающую бабочку, рассказывает, что она всю зиму прожила в какой-нибудь щели в доме, а сейчас почувствовала потепление и выпорхнула. Детей учат различать часто встречающихся жуков, бабочек, стрекоз, муравьев и др. На прогулках к водоему можно понаблюдать за стрекозой в полете, сравнить с бабочкой. Научить ребенка пристально всматриваться в живую природу помогут наблюдения за насекомыми во время прогулок, на специально организованных экскурсиях к водоему. В конце апреля или в начале мая можно провести экскурсию на водоем, чтобы познакомить детей с жизнью его обитателей: жуком-водолюбом, плавунцом, водомеркой, вертячкой. Дети внимательно рассматривают насекомых, делятся друг с другом впечатлениями. Воспитатель обращает внимание дошкольников на величину жуков, их окраску. Педагог предлагает в течение нескольких дней понаблюдать, как жук плавает, чем и как питается. О своих наблюдениях дети рассказывают товарищам. Наблюдают весной и улиток. Воспитатель сообщает правильное название улитки, рассматривает с детьми особенности ее внешнего вида. Если улиток несколько (катушка, лужанка, прудовик), предлагает сравнить их по величине, окраске, форме раковин. Если дети найдут катушку, нужно вспомнить с ними, какую пользу приносят эта улитка в аквариуме. Дети наблюдают за передвижением улиток, их повадками. Весной дошкольники устанавливают связь между наступлением теплого периода, появлением насекомых (питание) и прилетом птиц. Для закрепления знаний можно провести дидактическую игру «Птицы перелетные — птицы зимующие», почитать рассказы Н. Сладкова «Ранняя птичка», «Птицы весну принесли». Дети узнают, что весной из теплых стран возвращаются зяблики, ласточки, соловьи и другие птицы. Они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами. Птицы полезны, их надо охранять. В этот период можно более подробно познакомить дошкольников с каким-нибудь видом, например с ласточкой. Предварительно целесообразно прочитать рассказы В. Бианки, Г. Скребицкого о ласточках. Затем следует понаблюдать, как быстрокрылые птички строят гнезда. Детей можно привлечь к активному участию к встрече перелетных птиц (например, повесить скворечник). А когда в скворечниках появляются скворцы, дошкольники смогут понаблюдать за их жизнью. Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе. В НОД «Весенние заботы животных» дети знакомятся с условиями, необходимыми для выведения потомства, роста и развития живых организмов. Воспитанники вместе с педагогом устанавливают следующую связь событий: становится теплее — тает снег — появляется много воды — пробуждаются растения — просыпаются насекомые — прилетают птицы — звери выходят из спячки. В завершении деятельности можно составить модель «Что необходимо для жизни животных?» (выбрать и назвать то, что нужно для жизни всем живым существам: свет, тепло, пища). Наблюдения за ростом и развитием растений весной необходимо связывать с наблюдениями за трудом взрослых в парке, сквере, на участке детского сада (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки). В сельской местности проводятся экскурсии в поле, чтобы показать дошкольникам, как обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи. Наблюдения за трудом взрослых способствуют более глубокому осознанию его значения, дают наглядные примеры бережного отношения к растениям, готовят детей к предстоящей работе на огороде, цветнике. Задолго до начала посадок на огороде, в цветнике воспитатель беседует с детьми о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду (помидоров и астр). Весной дети наблюдают, как высаживать, пересаживать такие цветы, как анютины глазки, бархатцы, львиный зев, петунья, табак.
Для закреплений знаний о весне, ее признаках, народных приметах, пословицах, поговорках, загадках об этом времени года можно провести досуг «Весна-красна», поиграть в русскую народную игру «Матушка Весна», предложить детям объяснить народные названия весенних месяцев. Итогом досуга может стать оформление альбома «Весна в природе».
Изменения внутри сезона предстают перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует подводить детей к выделению характерных особенностей начала и конца сезона, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы, ухаживал за животными и птицами. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, помогать ей, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного и физического. Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание, детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению». Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, мы педагоги, сумеем сделать её могучим фактором всестороннего развития ребенка.
Литература:
1. Маневцева, П.Г. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Детство – пресс, 2000
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М., 2001.
Kabina_irina@mail.ru 89179765386
2018