Актуальные вопросы начального общего образования

Дубровина Е.А. Исследовательская деятельность младших школьников в области краеведения как общественный диалог к вариативности образовательных возможностей

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


По определению академика Д.С. Лихачева, краеведение – «самый массовый вид науки». Краеведение получило в последние годы широкое распространение в практике современной начальной школы. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина.
Краеведческий аспект находит свое отражение в процессе обучения на уроках окружающего мира, истории, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства. Включение краеведческого модуля в структуру образовательного процесса стимулирует воображение, наблюдательность, творческое мышление, одновременно приобщая младших школьников к культурным, нравственным и эстетическим ценностям региона. Изучение краеведения пробуждает интерес к своему краю, любовь и бережное отношение к родной природе, стремление сделать её лучше.
Главная цель краеведческой работы в начальной школе - формирование в сознании учащихся научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание их как личностей, готовых к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. Одновременно происходит формирование Я - концепции личности и воспитание патриотизма.
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО предписывает развитие у учащихся потребности и умения постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. Но, к сожалению, рамки урока не всегда позволяют детям в полной мере реализовать данную потребность. На помощь приходят современные образовательные возможности, к которым можно отнести исследовательскую деятельность.
Важно понимать: главный смысл исследования в сфере образования – то, что оно является учебным. Это означает, что главной целью исследовательской деятельности является развитие личности учащегося, а не только получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
Работа над исследованием способствует расширению кругозора. Исследуя материал, выходящий за границы учебника, школьники учатся ставить перед собой цели, вести самостоятельный поиск решения проблем, осуществлять поиск новых, оригинальных способов их решения, искать и работать с различными источниками информации, правильно оформлять исследовательскую работу.
Исследовательская деятельность – это эффективный путь самореализации учащихся. А позиция исследователя в краеведческих изысканиях реальная, а не игровая, т.к. предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской работе, связанной с местом, где ребенок живет, с местом, которое ему близко. Юный исследователь привлекает не только учителей к сотрудничеству, но и родителей, взрослых знатоков родного края, участников исторических событий. Ребятами в зависимости от возрастных особенностей проводится большая работа с различной степенью самостоятельности, а результаты их исследований могут быть интересны и непредсказуемы.
В связи реализацией в нашем ОУ междисциплинарной программы формирования проектно-исследовательских компетенций мы уже в 1 классе вводим мероприятия, связанные с краеведческим модулем: на уроках, во внеурочной деятельности, а также при проведении внеклассных мероприятий.
В этой связи возникла идея проводить на базе нашей школы научно-практическую конференцию «Региональное краеведение Кузбасса». В рамках этой конференции учащиеся, слушая выступления сверстников, черпают новые знания, отстаивают свою точку зрения, обмениваются мыслями, своими маленькими открытиями, идеями, как сделать нашу малую Родину ещё лучше.
Таким образом, диалог, осуществляемый в рамках этой конференции, делает исследование учащегося востребованным и актуальным не только для ребенка, но и для окружающих. Оно позволяет открыть глаза взрослым на некоторые проблемы, существующие в нашем крае, которые взрослые не замечали в силу различных причин. Парадоксально, но именно детские исследования заставляют взрослых искать решения проблем экологии, грязного снега, утилизации пластиковых пакетов и бутылок, очистки водоемов.
С каждым годом всё большее количество ребят представляет свои исследования именно в области краеведения. Если несколько лет назад юных исследователей в большей мере интересовали проблемы здоровья, охраны животных, то тематика исследовательских работ в истекшем учебном году значительно расширились. В центр детского внимания школьников-исследователей попали: почвы Кузбасса, использование различных сортов глины, писатели и поэты Кемеровской области, культура города, своеобразие языка жителей нашей области. Об этом говорят темы детских исследовательских работ: “Проблема чистого воздуха в Новоильинском районе”, “Почему в Новокузнецке снег не белый?”, “Новокузнецкий драматический театр” и другие. Как видим, учащиеся выбирают различную тематику исследований. В ходе исследований дети ведут наблюдения за природой родного края. Совместно со старшими проводят научные опыты, ставят эксперименты над растениями. Под руководством учителя учатся фиксировать исторические факты, языковые явления, события из культурной жизни. Так, на НПК 2017 года выступающие представили аудитории не только технику молодежных танцев, получивших распространение у нас в Кузбассе, но и исполнили эти танцы на сцене.
Все исследования глубоко продуманы, логичны, информативны. Из приведенного мной примера видно, что важно то, с какими чувствами ребята представляют свои наблюдения, исследования. И не важно, что в данный момент, ребята не могут найти полного решения проблем, о которых говорят, но возможно в будущем именно им удастся совершить какое-то открытие и поставить точку в её разрешении. И если уже сейчас, с начальной школы, ребята с таким неравнодушием, с такой теплотой и заботой говорят о своем крае, о тех проблемах, с которыми сталкивается регион, то с уверенностью можно сказать, что из них вырастут настоящие патриоты своего края и всей страны.
Таким образом исследовательская деятельность в области краеведения – это не только способ развития личности учащегося, но и способ привлечь внимание общественности к необходимости познания родного края, к общественному диалогу.

Библиографический список

1.       Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению. // Учитель. – 2003. № 5. С. 38.
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2012 — 31 с.
2018