Цель проекта: Вырастить перо зеленого лука
Задачи:
Обучающие
· Закрепить представления у детей особенностей внешнего вида и строения луковицы («донце», корни, верхушка);
· Выявить, сравнить изменения и различия, которые произошли с разными луковицами во время их роста в различных условиях;
Развивающие
· Формировать представления об основных условиях, которые необходимы для роста лука (вода, земля, свет, тепло);
· Формировать умения отображать рост лука в календаре наблюдений
· Развивать познавательный интерес у дошкольников
· Развивать у детей трудовые навыки
Воспитательные
· Воспитывать умение доводить начатое дело до конца
· Воспитывать аккуратность, трудолюбие
· Воспитывать умение работать в коллективе
Актуальность проекта
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днем все выше и выше, а день становится длиннее. Огород на подоконнике – отличный способ расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растений. А еще лук применяют для профилактики простудных заболеваний. Это совсем нелишнее для детей в весенний период времени.
История зарождения проекта
Во время утреннего круга мы с ребятами разговаривали о пользе витаминов и о том, в каких продуктах они содержатся. Миша сказал, что много витаминов содержится в луке, и что дома он с мамой уже выращивает перо зеленого лука на окне. Ребят очень заинтересовала эта информация, и мы решили в группе посадить лук и понаблюдать за его ростом, а все наблюдения записывать в дневник.
Проблема проекта:
· Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
· Чем может быть полезен лук?
· Что можно делать с луком?
· Как растет перо зеленого лука у разных луковиц и в разных условиях?
Ожидаемые результаты
Для детей:
Получить представления о способах посадки и способах ухаживания за луком.
Получить знания о полезных свойствах лука.
Проанализировать наблюдения, которые произошли с разными луковицами во время их роста в различных условиях;
Для педагогов:
Создать условия для исследовательской деятельности детей.
Расширение кругозора дошкольников через экспериментирование, через чтение художественной литературы.
Для родителей:
Повышение педагогической грамотности родителей.
Методы реализации проекта
Проект реализуется по нескольким направлениям:
Взаимодействие с родителями
Совместная деятельность с детьми
Образовательная деятельность
Методы:
1. Словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы, разучивание стихов, беседы
2. Наглядные: наблюдение за ростом лука в разных условиях
3. Практические: экспериментирование, ведение дневника наблюдения
Формы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Классификация проекта:
Характер деятельности
исследовательский
Характер участия
от зарождения до получения результата
Характер контактов
внутри одной группы
Характер результата
дневник наблюдения
Продолжительность проекта
краткосрочный (с 14 февраля по 3 марта)
Количество участников проекта
групповой (дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги)
Предметно – содержательные области
межпредметный
Характер содержания
Ребёнок и природа
Содержание проекта:
1 этап подготовительный:
Сроки
Совместная деятельность
Развивающая предметно пространственная среда
14.02-17.021 этап подготовительный
- Исследование репчатого лука;
- Беседы: «Для чего нужен огород на подоконнике?», «Почему лук полезный»
- Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Овощи и фрукты»;
- Чтение сказки: «Лук – зелёный друг»;
- Загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи;
· Народные поговорки и пословицы
Лук – от семи недуг
Лук да баня всё правят
Лук во щах – и голод прощай
· Загадки
Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук)
Золотистый и полезный, витаминный, хотя и резкий, горький вкус имеет он (лук)
Репчатый лук
Муляжи овощей и фруктов
18.02 – 2.03
2 этап практический
Эксперимент № 1
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
Сажаем лук в разные стаканчики с влажной и сухой землёй, не забываем зарисовать.
Вывод: Лук не растёт в сухой земле. Его обязательно нужно поливать.
Эксперимент № 2
«Золотистый и фиолетовый лук»
Какой же из них даёт первые ростки?
Прошла неделя и у золотистых и фиолетовых луковиц появились ростки зелёных перьев.
Вывод: независимо от цвета лука и размера появляются ростки и у золотистых и фиолетовых луковиц, и на цвет луковые перья одинаковые.
Эксперимент № 3
«Вырастит ли лук в темноте?»
Посадили лук в землю в тёмное место, поливали. Прошла неделя, но ростков не было. Ровно через неделю появились слабые, жёлтого цвета ростки.
Вывод: отсутствие одного компонента (свет) влияет на рост лука, он растёт намного медленнее.
Эксперимент № 4
«Выращивание лука в воде»
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Луковицы выпустили огромное количество корней, но зелёные ростки появились через две недели.
Вывод: Лук в воде прорастёт намного медленнее, чем в земле.
Эксперимент № 5
«Выращивание лука в обычных условиях»
Посадим лук в тепло, в землю, в светлое место, регулярно поливали.
Вывод: Выросли красивые, длинные сочные, зелёные перья.
Растению для хорошего роста необходим свет, тепло, вода. Лук быстрее прорастает в земле.
Почва, стаканчики для посадки лука, лейка, репчатый лук, дневник наблюдения, фартуки
Лук золотистый и фиолетовый, стаканчики для посадки, лейка, дневник наблюдения, фартуки
Стаканчики для посадки лука, луковицы, дневник наблюдения, фартуки
Емкость для посадки лука в воду, луковицы, дневник наблюдения, фартуки
Земля, луковицы, лейка, дневник наблюдения, фартуки
3.03
3 этап заключительный
Выпуск фотогазеты об этапах нашего экспериментирования
Клей, ватман, карандаши, фломастеры
Работа с родителями
· Привлечь родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта.
· Оформление папки – передвижки «Лук – от семи недуг»
· Консультация для родителей
«Грипп. Лечение и профилактика»
· Обмен рецептами салатов с зеленым луком.
Вывод:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт в исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники познакомились со строением лука, полезными свойствами, наблюдали рост лука. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания.
Литература
1. Лебедева Т.А., Ершов И.И., Будин М.С. «Ваш огород», Москва, «Колос», 1994.
2. «Я познаю мир». «Растения», Багрова Л.А. М. «АСТ», 1995.
3. Николаев Л. «Аптека на подоконнике», Феникс, 2006.