НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сибрина А.А. Формирование учебного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра

Библиографическое описание:
Сибрина А.А. Формирование учебного поведения у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Самой первой задачей обучения детей с расстройством аутистического спектра является формирование «учебного поведения». Под «учебным поведением» мы понимаем - адекватное реагирование ребенка на предъявляемые ему требования, умение использовать им предлагаемые пособия и игрушки по назначению.

Поскольку термин «учебное поведение» является описательным, рассмотрим более подробно его составляющие.

Если ребенок смотрит в сторону говорящего, понимает обращенную к нему речь, отвечает на просьбы и требования взрослого адекватно, выполняет инструкции и отвечает на вопросы, в этом случае можно считать его поведение учебным. Если ребенок не реагирует на слова, не поворачивается к Вам, не делает то, о чем вы его просите, в этом случае мы можем говорить о несформированности учебного поведения.

Правила формирования учебного поведения:

1. Сначала необходимо научить ребенка сидеть за столом.

Здесь важно не торопиться. Необходимо заинтересовать ребенка его любимыми игрушками или занятием: дать ребенку его любимые пазлы, катать машинку. Например: ребенок бегает со своей любимой игрушкой, забираем её, кладём на стол, показываем, что можно играть за столом.

2. Использовать принцип дозированной речи.

Необходимо давать только короткие инструкции. Никаких лишних слов. Ребёнок должен четко понимать, что от него хотят.

3. Развивать навык имитации (подражания).

Имитация (подражание) – один из «базовых» навыков в поведенческой терапии. В норме дети начинают подражать в игре и при взаимодействии с близкими людьми, и подражание является естественной частью этого взаимодействия. Для детей с аутизмом подобный путь обучения часто оказывается невозможным: они не заинтересованы в том, чтобы подражать другому человеку. В то же время без умения действовать по образцу невозможно обучение ребенка.

Для того, чтобы учебное поведение можно было сформировать, необходимо, чтобы ребенок предварительно научился:

- выполнять движения по подражанию взрослому;

- следовать вербальным инструкциям.

Для детей с расстройством аутистического спектра этот путь обучения чаще всего оказывается невыполнимым: они не подражают другому человеку. В то же время, без умения действовать по образцу невозможно обучение ребенка в группе. Он не может овладеть более сложными, социальными навыками.

Чтобы научить ребенка с расстройством аутистического спектра подражать, нужно акт подражания подкреплять положительным стимулом.

На первом этапе необходимо выявление мотивационных стимулов.

Жетонная система поощрения — система обобщенного подкрепления, в которой используется усилитель мотивационный стимул (подкрепление). Данная система представляет собой планшетку с отклеивающимися жетонами. Планшетка с жетонами подбирается под конкретного ребенка с аутизмом и его увлечения для наибольшей эффективности. Количество жетонов в планшетке может быть разным и зависит от функциональности ребенка.

4. Установление зрительного контакта.

Установление зрительного контакта с другим человеком для детей с РАС может оказаться слишком трудным.

Сначала вырабатывается фиксация взора на интересующем предмете, картинке, представляющем наибольшее значение в данный момент. Когда взор скользнет по предъявляемому материалу, вещь отдают ребенку, добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепенно время фиксации взора на предлагаемые вещи будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На этом этапе отрабатывается реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». На занятиях и в повседневной жизни, специально созданные ситуации помогают овладеть ими. Ежедневные тренинги позволяют сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

Эффективность обучения, воспитания и развития ребенка с РАС во многом зависит от того, какое поведение будет демонстрировать ребенок во время процесса обучения: проблемное или конструктивное, направленное на сотрудничество и овладение новыми знаниями.

Далее формируется поведение ребенка (взаимодействовать) с другими людьми в повседневной жизни, и только потом можно приступать к обучению ребенка, так как процесс обучения невозможен без взаимодействия педагога и обучающегося.

В начале обучения необходимо замотивировать ребенка к сотрудничеству, вызвать интерес к педагогу, установить полноценный контакт. Необходимо, чтобы ребенок спокойно входил в кабинет, перестал выбегать из него без разрешения, кричать; исключить нежелательное поведение.

При обучении выполнению инструкций, в первую очередь выясняют, что ребенок может сделать по просьбе педагога. В большинстве случаев, дети с тяжелыми нарушениями поведения либо не выполняют инструкции совсем, либо делают это исключительно, когда сами заинтересованы в результате выполняемого действия.

Поэтому при обучении выполнению инструкций, в процесс обучения внедряют визуальное расписание для детей с расстройством аутистического спектра.

Визуальное расписание — это наглядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то одного занятия или события. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих событиях, сколько направляет к деятельности в определенной ее последовательности.

Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:

— расписание всего распорядка дня;

— расписание определенных видов деятельности или занятий;

— расписание конкретных процессов или заданий.

Визуальное расписание помогает:

· лучше запоминать информацию;

· снижать тревогу и чувство неопределенности;

· понимать правила;

· лучше принимать изменения.

Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Таким образом, использование визуального расписания на уроках в школе способствует скорейшему созданию учебного настроя ребенка.

Я увидела положительные результаты использования визуального расписания в своей практике. Данный метод учит ребенка последовательности действий во времени, помогает изучать новое и автоматизировать известное. Визуальное расписание является действенным и оптимальным методом при работе с детьми РАС, так как он довольно разнообразен в своих вариациях и позволяет подобрать нужное исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Библиографический список

1. Манелис Н.Г., Аксенова Е.И., Богорад П.Л., Волгина Н.Н., Загуменная О.В., Калабухова А.А., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ.ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.

2. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для педагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. 189 с.

3. Хаустов, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра [Текст]: Методическое пособие / А.В. Хаустов, П.Л. Богорад, О.В. Загуменная, А.И. Козорез, С.Н. Панцырь, Ю.В. Никитина, О.В. Стальмахович, Под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125 с.
2023