Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Закирьянова М.В. Методическая разработка воспитательного мероприятия с элементами тренинга «Школьному буллингу нет!» по профилактике буллинга в подростковом коллективе в условиях образовательного учре

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf


Форма мероприятия: Тренинговое мероприятия с элементами беседы по просмотренному видеофильма «Чучело» автора Ролана Быкова.
Цель мероприятия: Профилактика буллинга в подростковом коллективе в условиях образовательного учреждения.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
1. Ознакомить учащихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками;
2. Научить учащихся отличать «буллинг» от конфликтов.
Развивающие:
1. Развить чувство уважения учащихся друг к другу;
2. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим;
3. Усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия.
Воспитательные:
1. Сформировать чувство толерантности и эмпатии;
2. Закрепить умение выходить из конфликтной ситуации.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Личностно-ориентированные технологии: предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи, организация обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Технология исследовательской деятельности: позволяет развить у учащихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, умение высказывать и анализировать свою точку зрения.
Технология сотрудничества: помогает научиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Технология коллективного взаимообучения: совершенствование навыков логического мышления и понимания, мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, повышение ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечение более прочного усвоения нового материала.
Методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и учащихся: обсуждение, беседа по просмотренному видеофильму «Чучело» автора Ролана Быкова; упражнения.
По источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; проблемный.
Методы стимулирования: эмоционального стимулирования; развития познавательного интереса; формирования ответственности и обязательности; развития творческих способностей и личных качеств учащихся.
Формы работы: групповая
Время реализации мероприятия: 1 час
Принципы в реализации мероприятия:
— активность участников группы;
— аналитическая позиция;
— партнерское общение;
— участие может быть только добровольным;
— участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;
— при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Ожидаемые результаты:
Личностные: ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член классного коллектива), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способность к самооценке своих действий, поступков.
Коммуникативные: формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе младших школьников; приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, изменяются представления о самом себе.
Познавательные: выявление причинно-следственных связей, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств; выделение проблемы (совместно с педагогом и учениками);
Регуляционные: оценивание своих достижений, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.
Формы работы: групповая
Время реализации мероприятия: 1 час
Принципы в реализации мероприятия: активность участников группы; аналитическая позиция; партнерское общение; участие может быть только добровольным; участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга; при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Необходимое оборудование и материалы: стулья по количеству участников группы.
Дидактическое обеспечение мероприятия: предварительный просмотр видеофильма «Чучело» Режиссер: Р. Быкова.
Ход и содержание мероприятия, деятельность педагога-психолога и учащихся
1 этап. Организационный момент:
Первый блок (информационно-просветительский)
Цель: познакомить учащихся с определением буллинга и его характерными признаками, определить возможности для доверительного взаимодействия, оценить различные модели поведения.
Мотивация учащихся (2 мин).
Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно!
Упражнение. “Снежный ком”(5 мин). Знакомство участников, положительный настрой на взаимодействие.
Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки.
Участники по очереди одновременно называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
2 этап. Введение в тему занятия (20 мин) обсуждение просмотренного фильма «Чучело». Ответы учеников.
Попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:
- встречались ли вы с жестокостью подростков?
- можно ли оставлять безнаказанным предательство?
- каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме «Чучело»?
Педагог-психолог задает вопросы учащимся:
1. Какие чувства вызвал у вас фильм «Чучело»? Встречались ли вы с жестокостью подростков в реальной жизни?
2. Можно ли оставлять безнаказанным предательство?
3. Есть ли в нашем классе сильная личность?
Эпиграфом к нашему уроку взяты слова из повести «Чучело»: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным». Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)
- Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий).
- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах?
4.Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Чучело»?
Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков; предательство.
Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже тот, кого она считала лучшим другом.
- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой?
Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички?
- А вы награждаете прозвищами друг друга?
- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?
- Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем?
- А какой становится Ленка?
- Что такое унижение?
Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Можно ли оставлять безнаказанным предательство?
- Как расценивать отказ Лены от бойкота Димке? Права ли она?
- Что определяет коллектив, в чём его сила?
- Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе? В чём опасность лидерства шести человек в классе, где училась Лена?
- Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Леной? В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить?
- Что значит «сильная личность»? Есть ли в нашем классе по-настоящему сильная личность?
- Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?
- В чём сходство Лены с Машкой с картины её прадедушки? Почему оно так радовало Николая Николаевича?
- В чём истинная красота человека?
- Как вы считаете, может ли драма, пережитая Леной, заставить задуматься о том, что такое истинные ценности, научить различать их?
- В чем Дима Сомов поступил неправильно?
- Как бы вы поступили на месте Лены Бессольцевой? А на месте Димы Сомова?
- Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?
- Может быть, детям нужна была бы помощь со стороны взрослых?
- Что заставило ребят задуматься в конце фильма?
- Не встретили ли вы в фильме благородных людей?
Педагог-психолог: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к Лене Бессольцевой? Хочется ли вам ее защитить? А как вы думаете, почему обижали Лену Бессольцеву?
Педагог-психолог: - Верно, она была новым членом коллектива, а главное – его выделяли среди всех. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно проявляется в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. И это недопустимо.
Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не человека, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
Педагог-психолог: Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была, есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась?
Педагог-психолог: - Молодцы! Вы на многие вопросы ответили верно. Обратите ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
В травле всегда есть несколько участников: - лидер; - агрессор; - школьники, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру); - жертва; - свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят); - свидетели; - аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону); - защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).
Педагог-психолог: Предлагаю вам оценить вашу значимость в болезни класса под названием “травля”. Пусть один балл будет означать “я никогда в этом не участвую”, два балла — “иногда присоединяюсь, но потом жалею”, три балла — “травил, травлю и буду травить; это же здорово”. Покажите на пальцах, сколько баллов вы поставили бы сами себе.
Педагог-психолог: - Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.
Упражнение "У нас есть выбор" (10 мин)
Цель упражнения: Педагогу-психологу необходимо подвести участников к тому, что в жизни часто приходится выбирать, иногда это достаточно трудно, и выбранный вариант может быть сложнее альтернативного. Не всегда мы можем делать то, что хочется и нравится. Применительно к буллингу проще добиться своего, напугав, ударив, проявив силу, и гораздо сложнее конструктивно – мирно договориться.
Инструкция педагога-психолога: "Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного – на первое время. Вам необходимо определить алгоритм действий, чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны
деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования".
Далее участникам предлагается в течение 30 минут письменно ответить на вопросы:
• В каком городе или стране вы находитесь?
• Какое у вас время года?
• Что вы предполагаете делать? Каковы ваши действия?
• Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
• Что будет потом?
После того как все ответили, проходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Но для начала важно все-таки определиться с выбором – какому именно делу учиться, а для этого – узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
3 этап практикум Упражнение «Закончи предложения» (5 мин)
Обсуждение полученных ответов.
Второй блок занятий (практический).
Цель упражнения — побудить ученика задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.
Ученикам предлагается закончить предложения:
«Я не люблю, когда мои одноклассники…»
«Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…».
Листы разрешается не подписывать. Педагогу-психологу необходимо выслушать и обсудить полученные ответы.
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?
Игра «Спускаем пар» (5 мин).
Инструкция учащимся: «Сядьте в один общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: “Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки дураки” или “Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты”.
Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь “спустить пар”. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”».
(Когда круг “спускания пара” завершится, учащиеся, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.)
А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: “Я не хочу больше называть всех мальчишек дураками” или “Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».
Упражнение-релаксация «Избавляемся от гнева и агрессивности» (5 мин). Инструкция учащимся: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Вообразите, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, не стесняйтесь в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если вы закончили упражнение, дайте знак — кивните головой. Вдохните 3–4 раза и откройте глаза».
Вопросы для обсуждения:
Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?
Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились?
Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.
Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?
Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?
4 этап – Рефлексия Подведение итогов (3 мин).
Педагог-психолог: Давайте вместе с Вами составим кодекс правил, которым мы будем следовать. У нас не выясняют отношения с кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают. Не смеются над чужими недостатками. Не портят чужие вещи..... (И т.п. дети предлагают правила)
Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Педагог-психолог: В конце мероприятия хочется сказать о том, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни. Режиссёру удалось правдиво показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из нас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.
Главное в этом фильме – противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».
Упражнение «Спасибо за прекрасный день» (5 мин).
Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”
Список используемой литературы
Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011.
Гришаева Н.А. Буллинг в школе.// Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012. 264 с.
Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. –Екатеринбург: «Семья детям», 2014. В.К.Железников «Чучело» М., Детская литература, 1981
http://buklya.com/v-zheleznikov-chuchelo.html
https://ok.ru/video/493399378627
2019