Закирьянова М.В. Методическая разработка воспитательного мероприятия с элементами тренинга «Школьному буллингу нет!» по профилактике буллинга в подростковом коллективе в условиях образовательного учре
Форма мероприятия: Тренинговое мероприятия с элементами беседы по просмотренному видеофильма «Чучело» автора Ролана Быкова. Цель мероприятия: Профилактика буллинга в подростковом коллективе в условиях образовательного учреждения. Задачи мероприятия: Образовательные: 1. Ознакомить учащихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками; 2. Научить учащихся отличать «буллинг» от конфликтов. Развивающие: 1. Развить чувство уважения учащихся друг к другу; 2. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим; 3. Усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия. Воспитательные: 1. Сформировать чувство толерантности и эмпатии; 2. Закрепить умение выходить из конфликтной ситуации. Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Личностно-ориентированные технологии: предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи, организация обмена мыслями, мнениями, стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей, стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика. Технология исследовательской деятельности: позволяет развить у учащихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, умение высказывать и анализировать свою точку зрения. Технология сотрудничества: помогает научиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Технология коллективного взаимообучения: совершенствование навыков логического мышления и понимания, мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний, повышение ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, обеспечение более прочного усвоения нового материала. Методы обучения: По внешним признакам деятельности педагога и учащихся: обсуждение, беседа по просмотренному видеофильму «Чучело» автора Ролана Быкова; упражнения. По источнику получения знаний: словесные; наглядные; практические. По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; проблемный. Методы стимулирования: эмоционального стимулирования; развития познавательного интереса; формирования ответственности и обязательности; развития творческих способностей и личных качеств учащихся. Формы работы: групповая Время реализации мероприятия: 1 час Принципы в реализации мероприятия: — активность участников группы; — аналитическая позиция; — партнерское общение; — участие может быть только добровольным; — участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга; — при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм. Ожидаемые результаты: Личностные: ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член классного коллектива), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, способность к самооценке своих действий, поступков. Коммуникативные: формируются устойчивые доброжелательные отношения в группе младших школьников; приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, изменяются представления о самом себе. Познавательные: выявление причинно-следственных связей, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств; выделение проблемы (совместно с педагогом и учениками); Регуляционные: оценивание своих достижений, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления. Формы работы: групповая Время реализации мероприятия: 1 час Принципы в реализации мероприятия: активность участников группы; аналитическая позиция; партнерское общение; участие может быть только добровольным; участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга; при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм. Необходимое оборудование и материалы: стулья по количеству участников группы. Дидактическое обеспечение мероприятия: предварительный просмотр видеофильма «Чучело» Режиссер: Р. Быкова. Ход и содержание мероприятия, деятельность педагога-психолога и учащихся 1 этап. Организационный момент: Первый блок (информационно-просветительский) Цель: познакомить учащихся с определением буллинга и его характерными признаками, определить возможности для доверительного взаимодействия, оценить различные модели поведения. Мотивация учащихся (2 мин). Педагог-психолог: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему товарищу или соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Упражнение. “Снежный ком”(5 мин). Знакомство участников, положительный настрой на взаимодействие. Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки. Участники по очереди одновременно называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. 2 этап. Введение в тему занятия (20 мин) обсуждение просмотренного фильма «Чучело». Ответы учеников. Попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы: - встречались ли вы с жестокостью подростков? - можно ли оставлять безнаказанным предательство? - каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме «Чучело»? Педагог-психолог задает вопросы учащимся: 1. Какие чувства вызвал у вас фильм «Чучело»? Встречались ли вы с жестокостью подростков в реальной жизни? 2. Можно ли оставлять безнаказанным предательство? 3. Есть ли в нашем классе сильная личность? Эпиграфом к нашему уроку взяты слова из повести «Чучело»: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным». Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.) - Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий). - Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? 4.Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Чучело»? Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков; предательство. Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже тот, кого она считала лучшим другом. - Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой? Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички? - А вы награждаете прозвищами друг друга? - Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино? - Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем? - А какой становится Ленка? - Что такое унижение? Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Можно ли оставлять безнаказанным предательство? - Как расценивать отказ Лены от бойкота Димке? Права ли она? - Что определяет коллектив, в чём его сила? - Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе? В чём опасность лидерства шести человек в классе, где училась Лена? - Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Леной? В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить? - Что значит «сильная личность»? Есть ли в нашем классе по-настоящему сильная личность? - Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»? - В чём сходство Лены с Машкой с картины её прадедушки? Почему оно так радовало Николая Николаевича? - В чём истинная красота человека? - Как вы считаете, может ли драма, пережитая Леной, заставить задуматься о том, что такое истинные ценности, научить различать их? - В чем Дима Сомов поступил неправильно? - Как бы вы поступили на месте Лены Бессольцевой? А на месте Димы Сомова? - Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть? - Может быть, детям нужна была бы помощь со стороны взрослых? - Что заставило ребят задуматься в конце фильма? - Не встретили ли вы в фильме благородных людей? Педагог-психолог: - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к Лене Бессольцевой? Хочется ли вам ее защитить? А как вы думаете, почему обижали Лену Бессольцеву? Педагог-психолог: - Верно, она была новым членом коллектива, а главное – его выделяли среди всех. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно проявляется в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. И это недопустимо. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не человека, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить. Педагог-психолог: Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была, есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало и что, если она всегда случилась? Педагог-психолог: - Молодцы! Вы на многие вопросы ответили верно. Обратите ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Причем буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п. Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи. В травле всегда есть несколько участников: - лидер; - агрессор; - школьники, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру); - жертва; - свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят); - свидетели; - аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону); - защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву). Педагог-психолог: Предлагаю вам оценить вашу значимость в болезни класса под названием “травля”. Пусть один балл будет означать “я никогда в этом не участвую”, два балла — “иногда присоединяюсь, но потом жалею”, три балла — “травил, травлю и буду травить; это же здорово”. Покажите на пальцах, сколько баллов вы поставили бы сами себе. Педагог-психолог: - Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться. Упражнение "У нас есть выбор" (10 мин) Цель упражнения: Педагогу-психологу необходимо подвести участников к тому, что в жизни часто приходится выбирать, иногда это достаточно трудно, и выбранный вариант может быть сложнее альтернативного. Не всегда мы можем делать то, что хочется и нравится. Применительно к буллингу проще добиться своего, напугав, ударив, проявив силу, и гораздо сложнее конструктивно – мирно договориться. Инструкция педагога-психолога: "Представьте, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного – на первое время. Вам необходимо определить алгоритм действий, чтобы выжить. Я дам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования". Далее участникам предлагается в течение 30 минут письменно ответить на вопросы: • В каком городе или стране вы находитесь? • Какое у вас время года? • Что вы предполагаете делать? Каковы ваши действия? • Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.) • Что будет потом? После того как все ответили, проходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы – это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Но для начала важно все-таки определиться с выбором – какому именно делу учиться, а для этого – узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы. 3 этап практикум Упражнение «Закончи предложения» (5 мин) Обсуждение полученных ответов. Второй блок занятий (практический). Цель упражнения — побудить ученика задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить. Ученикам предлагается закончить предложения: «Я не люблю, когда мои одноклассники…» «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…». Листы разрешается не подписывать. Педагогу-психологу необходимо выслушать и обсудить полученные ответы. - Что вам понравилось в занятии? - Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии? - Одним словом оцените свое состояние во время занятия? Игра «Спускаем пар» (5 мин). Инструкция учащимся: «Сядьте в один общий круг. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: “Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки дураки” или “Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты”. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь “спустить пар”. Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”». (Когда круг “спускания пара” завершится, учащиеся, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.) А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: “Я не хочу больше называть всех мальчишек дураками” или “Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты». Упражнение-релаксация «Избавляемся от гнева и агрессивности» (5 мин). Инструкция учащимся: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Вообразите, что вы попали на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что вы выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайтесь, не стесняйтесь в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если вы закончили упражнение, дайте знак — кивните головой. Вдохните 3–4 раза и откройте глаза». Вопросы для обсуждения: Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось? Кто из окружающих вошел в вашу галерею? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в ходе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения? 4 этап – Рефлексия Подведение итогов (3 мин). Педагог-психолог: Давайте вместе с Вами составим кодекс правил, которым мы будем следовать. У нас не выясняют отношения с кулаками. Не оскорбляют друг друга. Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают. Не смеются над чужими недостатками. Не портят чужие вещи..... (И т.п. дети предлагают правила) Педагог-психолог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать. Мы повесим эти правила в классе и будем о них помнить. Ведь нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас. Педагог-психолог: В конце мероприятия хочется сказать о том, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни. Режиссёру удалось правдиво показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из нас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству. Главное в этом фильме – противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Упражнение «Спасибо за прекрасный день» (5 мин). Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!” Список используемой литературы Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2011. Гришаева Н.А. Буллинг в школе.// Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012. 264 с. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. –Екатеринбург: «Семья детям», 2014. В.К.Железников «Чучело» М., Детская литература, 1981 http://buklya.com/v-zheleznikov-chuchelo.html https://ok.ru/video/493399378627