Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Махонина Р.П. Метод проектов как способ повышения учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных учреждений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Экономические процессы, происходящие в современном обществе, вносят серьезные коррективы в процесс образования. Работодатель хочет видеть в арсенале выпускника технической специальности не только профессиональные компетенции технической направленности, но и экономической (уметь рассчитывать технико-экономические показатели работы участка и т.п.).
К сожалению, зачастую, в техникум приходят студенты со слабой подготовкой, не имеющие желания учиться.
Серьезную проблему представляет несформированная учебная мотивация обучающихся. А это ставит перед преподавателями несколько иные задачи организации учебного процесса: мотивирование обучающихся так, чтобы они, с интересом и желанием шли на учебные занятия. Именно поэтому, сегодня особенно актуален вопрос о способах повышения учебной мотивации студентов профессиональных образовательных организаций с целью повышения эффективности учебного процесса, подготовки успешного выпускника с набором общих и профессиональных компетенций.
Это задача не столько содержания образования, сколько используемых методов обучения. Наиболее приемлемым для решения актуальных педагогических задач стал метод проектов. Девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
В основе проектного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, формулировать и решать проблемы. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применение знаний из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
На занятиях по экономике в рамках МДК.02.01 Управление коллективом исполнителей по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта метод проектов используется при разработке курсовой работы. Учебное проектирование, как ни какая другая форма обучения, способствует формированию готовности обучающихся к выполнению профессиональных функций в связи с комплексным характером заданий, близостью его структуры структуре реальной проектной деятельности.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения темы «Экономика отрасли». Курсовая работа по экономике является продолжением курсового проекта по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В связи с этим возможны следующие направления тематики курсовой работы:
- экономическое обоснование проекта организации работ в отделениях или на участках;
- экономическое обоснование проекта организации работ в пунктах автосервиса;
- экономическое обоснование проекта организации работ в зонах ТО-1 и ТО-2;
- экономическое обоснование проекта организации работ на постах диагностики.
Выполнение студентом курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1)       систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений специальным дисциплинам;
2)       углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
3)       формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
4)       формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
5)       развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
6)       подготовка к итоговой государственной аттестации;
7)       установление связей с будущей профессиональной деятельностью;
8)       формирование умений расчета экономических показателей.
Решение этих задач позволяет:
- принимать осмысленные решения;
- решать сложные проблемы;
- развивать способности, необходимые для профессиональной будущей деятельности, способности продуктивно работать в команде.
Выполнение курсовой работы предполагает использование информационных технологий. Выполненные работы обучающиеся защищают в форме презентаций. При создании презентаций студентам приходится большое внимание уделять логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на качестве знаний, повышает уровень их информационной культуры.
Таким образом, использование в образовательном процессе метода проектов является необходимым педагогическим условием, обеспечивающим формирование совокупности таких мотивов как: позитивное отношение к обучению, побуждение к более глубокому изучению и осмыслению будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1.       Карминский, В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Карминский // Завуч. – 2005. — №3. – с.4.
2.       Корнетов, Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы к интерпретации / Г.Б. Корнетов // Завуч. – 2005. — №1. — с.110.
3.       Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; СПб. — Евразия, 1999.
4.       Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. — №4. – С. 38-43.
5.       Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2018