Стрельник Т.М. Использование метода проектов на уроках английского языка
Библиографическое описание: Стрельник Т.М. Использование метода проектов на уроках английского языка // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/77-2.pdf.
В последние годы широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Популярность метода проектов обусловлена тем, что он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
- Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
- Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
- Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
- Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
- Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей
Хочу представить итоговый продукт проектной деятельности группы учащихся 7 класса.
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся, я провела подготовительную работу. Предварительно изучив индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, помогла выбрать темы проекта, сформулировать проблему, идею. Сформировала группы учащихся, где перед каждым была поставлена своя задача. Распределяя обязанности, учитывались склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав были включены школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Одна из групп выбрала проект, который назвала «Планета Грамматика». Во время выполнения проекта обучающиеся занимались поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, ее документированием, выбором способов реализации проекта. Определённую часть проекта ребята оформляли дома самостоятельно, другую, требующую помощи со стороны учителя, создавали в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
В итоге ребятами было создано игровое пособие, в виде карты мира, на которой располагаются страны - части речи. В каждой стране протекает обычная жизнь, как и в настоящем мире, есть дома, «построенные» из разного материала. В этих домиках живут герои: глаголы, местоимения, прилагательные, числительные, существительные, артикли со своими правилами. В стране есть магазины, леса, озёра, реки, выполняющие свою роль. Рассматривая каждую страну, ученик получает образное представление о грамматике английского языка, появляется интерес познакомиться с ней поближе, вникнуть в её состав. Изучая жизнь жителей каждого государства, обучающийся получает определённые знания в области грамматики, которые в дальнейшем будут способствовать мотивации усвоения материала.
Данное дидактическое пособие было использовано в начальных классах на этапе введения, а также обобщения грамматического материала как индивидуально, так и в групповой работе. Его использование вызвало познавательную активность, создало положительный эмоциональный настрой, способствовало развитию интереса к предмету, а также формированию воображения и обогащению кругозора школьников.
Помимо листов-панорам, обучающиеся сочинили лингвистическую сказку о маленькой планете «Грамматика», которая стала путеводителем по дидактическому материалу. Сказка написана на русском языке и помогает школьникам шаг за шагом интерпретировать языковой материал.
Каковы «подводные камни» выполнения проекта?
Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки. Например, во время выявления ошибок учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок, помогает детям увидеть их проблемы, предлагает найти пути решения этих проблем.
Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.
Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.
Мои советы для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Ведь учитель не только тот, кто учит, но и тот, кто учится.
Библиографический список
1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005.
2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.
3. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003.