Библиографическое описание:
Иванова О.М., Сукач С.В. Игровые технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Игру недаром называют "ведущей" – именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.
Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В.А. Сухомлинский.
Проблема игры в дошкольном возрасте в современном мире
Игра занимает важное место в жизни ребенка, она является ведущим видом деятельности, а так же формой организации детской деятельности в дошкольном детстве. Многие современные педагоги и психологи говорят о том, что игра уходит из жизни детей, особенно игра сюжетно-ролевая. Дети почти не играют во дворах, утрачивается передача традиций игры от старших детей - младшим. Все чаще дома телевизор и планшет заменяют ребенку друзей.
На сегодняшний день исследователи Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают «вытеснение игры занятиями, кружковой и студийной работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию и тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности»
Многие дети нашей группы любят и хотят играть, но при этом часто не знают, как организовать самостоятельную игру, как развить сюжет.
А несформированная ведущая деятельность приводит к тому, что к концу дошкольного возраста у детей не возникает потребность в переходе к учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что в группе нужно создать такие условия, в которых дети хотели бы и могли играть друг с другом и с взрослыми. Нам воспитателям, необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, передать ему игровой опыт.
В третьем разделе ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5), называются:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и т.д.)
- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
Работа с детьми с ЗПР должна проводиться на игровых методиках, особое место отводиться сюжетно-ролевым играм. Коррекционная работа, проведенная в сюжетно-ролевой игре, позволит ребёнку с ЗПР успешнее пройти социализацию и адаптироваться в дошкольном учреждении и в школе.
В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. Поэтому мы наметили задачи развития игровой деятельности у детей нашей группы.
Задачи развития игровой деятельности у детей старшей группы с ЗПР
v Создание условий и поддержка самостоятельной игры детей
v Формирование положительного, эмоционального отношения к игровой деятельности
v Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре
v Обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета
v Воспитывать культуру общения в игре, совершенствовать коммуникативные навыки
v Совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями
Значение сюжетно-ролевой игры
v Ребенок осваивает моральные нормы, заключенные в роли
v Происходит эмоциональное развитие, так как переживания ребенка в игре всегда искренни.
v Происходит развитие умственных способностей.
v Развивается воображение, творчество.
v Развивается речь ребенка.
v Развиваются продуктивные виды деятельности.
v Развиваются элементы трудовой и учебной деятельности.
В начале учебного года мы провели диагностику по определению уровня развития игры детей. Для этого использовали диагностический лист (для детей с отклонениями) в развитии из книги Калиниченко А.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников»
Проведенная диагностика позволила определить уровень развития игровой деятельности каждого ребенка. Мы выяснили, что у наших детей - типичные для всех детей с ЗПР особенности сюжетно - ролевой игры.
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР
v С трудом возникает замысел игры.
v Сюжеты игр тяготеют к стереотипам.
v Отсутствие развернутого сюжета.
v Примитивность игровых действий детей.
v Несоблюдение игровых правил.
v Несформированная игра, как совместная деятельность.
v Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты.
v Дети имеют ограниченный словарный запас, не могут вести диалог.
v Игровое поведение недостаточно эмоциональное.
По мнению большинства специалистов, которые занимались вопросами дошкольной педагогики, формирование игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР должно проводиться на материале ограниченного числа игр. Например: «Магазин», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Детский сад» «Школа». Поэтому мы пополнили сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами, костюмами. Большую помощь в оформлении оказали родители.
В руководстве сюжетно-ролевой игрой мы использовали следующие методы и принципы:
v Методы, направленные на обогащение детей знаниями, представления об окружающей жизни, новыми впечатлениями (экскурсии, встречи с родителями группы и их рассказы о своей работе, наблюдения, рассматривание иллюстраций и просмотр презентаций о профессиях, использование дидактических игр, индивидуальные беседы, игры-инсценировки)
v Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности (участие воспитателя в игре, оказание помощи по организации игры в виде напоминаний, советов, подбора игрового материала, использование дидактических игр)
v Методы, направленные на обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек (рассматривание образца воспитателя, использование фотографий детских построек, таблицы, схемы)
Строительные игры облегчают процесс формирования алгоритма деятельности.
Выработка умений и навыков по всем направлениям коррекционной работы осуществлялась одновременно, от более простых заданий к более сложным. При обучении мы использовали задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
v Играем вместе с детьми
v Играем с детьми, но на каждом возрастном этапе подводим детей к открытию более сложных способов ее построения.
v Ориентируем ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.
Вывод:
1. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у большинства детей появился интерес к игре.
2. Дети научились взаимодействовать друг с другом, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями.
3. Благодаря обогащению игрового опыта, сюжет игры стал сложнее, у большинства детей появилась ролевая речь.
Список литературы:1. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Калинченко А.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». – М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
6. Слепович Е.С. «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 1990.
7. Усачева Л.Н. «Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Дисс.канд.пед.наук. М., 1972
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А., «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет». – М.: АРКТИ, 2010.
10. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., 1978.
Иванова О.М., Сукач С.В. Игровые технологии как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.
Игру недаром называют "ведущей" – именно благодаря игре, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.
Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В.А. Сухомлинский.
Проблема игры в дошкольном возрасте в современном мире
Игра занимает важное место в жизни ребенка, она является ведущим видом деятельности, а так же формой организации детской деятельности в дошкольном детстве. Многие современные педагоги и психологи говорят о том, что игра уходит из жизни детей, особенно игра сюжетно-ролевая. Дети почти не играют во дворах, утрачивается передача традиций игры от старших детей - младшим. Все чаще дома телевизор и планшет заменяют ребенку друзей.
На сегодняшний день исследователи Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, отмечают «вытеснение игры занятиями, кружковой и студийной работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию и тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности»
Многие дети нашей группы любят и хотят играть, но при этом часто не знают, как организовать самостоятельную игру, как развить сюжет.
А несформированная ведущая деятельность приводит к тому, что к концу дошкольного возраста у детей не возникает потребность в переходе к учебной деятельности. Поэтому мы считаем, что в группе нужно создать такие условия, в которых дети хотели бы и могли играть друг с другом и с взрослыми. Нам воспитателям, необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, передать ему игровой опыт.
В третьем разделе ФГОС ДО среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5), называются:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной и т.д.)
- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства
Работа с детьми с ЗПР должна проводиться на игровых методиках, особое место отводиться сюжетно-ролевым играм. Коррекционная работа, проведенная в сюжетно-ролевой игре, позволит ребёнку с ЗПР успешнее пройти социализацию и адаптироваться в дошкольном учреждении и в школе.
В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. Поэтому мы наметили задачи развития игровой деятельности у детей нашей группы.
Задачи развития игровой деятельности у детей старшей группы с ЗПР
v Создание условий и поддержка самостоятельной игры детей
v Формирование положительного, эмоционального отношения к игровой деятельности
v Развитие интереса к сюжетно-ролевой игре
v Обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета
v Воспитывать культуру общения в игре, совершенствовать коммуникативные навыки
v Совершенствовать умения детей взаимодействовать в игре, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями
Значение сюжетно-ролевой игры
v Ребенок осваивает моральные нормы, заключенные в роли
v Происходит эмоциональное развитие, так как переживания ребенка в игре всегда искренни.
v Происходит развитие умственных способностей.
v Развивается воображение, творчество.
v Развивается речь ребенка.
v Развиваются продуктивные виды деятельности.
v Развиваются элементы трудовой и учебной деятельности.
В начале учебного года мы провели диагностику по определению уровня развития игры детей. Для этого использовали диагностический лист (для детей с отклонениями) в развитии из книги Калиниченко А.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников»
Проведенная диагностика позволила определить уровень развития игровой деятельности каждого ребенка. Мы выяснили, что у наших детей - типичные для всех детей с ЗПР особенности сюжетно - ролевой игры.
Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР
v С трудом возникает замысел игры.
v Сюжеты игр тяготеют к стереотипам.
v Отсутствие развернутого сюжета.
v Примитивность игровых действий детей.
v Несоблюдение игровых правил.
v Несформированная игра, как совместная деятельность.
v Игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты.
v Дети имеют ограниченный словарный запас, не могут вести диалог.
v Игровое поведение недостаточно эмоциональное.
По мнению большинства специалистов, которые занимались вопросами дошкольной педагогики, формирование игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР должно проводиться на материале ограниченного числа игр. Например: «Магазин», «Стройка», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Детский сад» «Школа». Поэтому мы пополнили сюжетно-ролевые игры новыми атрибутами, костюмами. Большую помощь в оформлении оказали родители.
В руководстве сюжетно-ролевой игрой мы использовали следующие методы и принципы:
v Методы, направленные на обогащение детей знаниями, представления об окружающей жизни, новыми впечатлениями (экскурсии, встречи с родителями группы и их рассказы о своей работе, наблюдения, рассматривание иллюстраций и просмотр презентаций о профессиях, использование дидактических игр, индивидуальные беседы, игры-инсценировки)
v Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности (участие воспитателя в игре, оказание помощи по организации игры в виде напоминаний, советов, подбора игрового материала, использование дидактических игр)
v Методы, направленные на обучение детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек (рассматривание образца воспитателя, использование фотографий детских построек, таблицы, схемы)
Строительные игры облегчают процесс формирования алгоритма деятельности.
Выработка умений и навыков по всем направлениям коррекционной работы осуществлялась одновременно, от более простых заданий к более сложным. При обучении мы использовали задания, которые имеют одни и те же цели, но различаются по форме.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
v Играем вместе с детьми
v Играем с детьми, но на каждом возрастном этапе подводим детей к открытию более сложных способов ее построения.
v Ориентируем ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам по игре.
Вывод:
1. В результате организованного обучения сюжетно-ролевой игре у большинства детей появился интерес к игре.
2. Дети научились взаимодействовать друг с другом, пользуясь соответствующими атрибутами, предметами-заместителями и воображаемыми действиями.
3. Благодаря обогащению игрового опыта, сюжет игры стал сложнее, у большинства детей появилась ролевая речь.
Список литературы:1. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Соколова Н.Д. (ред.) «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии». Спб:1996.
2. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Калинченко А.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». – М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Максимова А.А., «Учим общаться детей в сюжетно-ролевой игре».- М.: ТЦ Сфера, 2005
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
6. Слепович Е.С. «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития» – М.: Педагогика, 1990.
7. Усачева Л.Н. «Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи (сюжетно-ролевая игра). Дисс.канд.пед.наук. М., 1972
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А., «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет». – М.: АРКТИ, 2010.
10. Эльконин Д.Б. «Психология игры». М., 1978.