НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Прохорова А. С. Детские страхи и их профилактика

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Аннотация. В статье рассматривается понятие страха, наиболее распространенные виды страха, а так же их профилактика. Статья предназначена для психологов, работающих в ДОУ, воспитателей, педагогов и родителей.
Ключевые слова: страх, дошкольный возраст, детские страхи, профилактика страхов.
Дошкольный возраст является важным сензитивным периодом развития ребенка, когда закладываются основы социализации. Положительное самовосприятие обеспечит благоприятное личностное развитие на следующих возрастных этапах. С другой стороны, неадекватное эмоциональное восприятие ребенком окружающей действительности и отрицательное самовосприятие приводит к формированию дисгармоничной личности, одной их характеристик которой выступает неуверенность в себе, тревожность и эмоциональная неустойчивость, то есть страхи.
Страхи в дошкольном возрасте лежали в основе исследования А.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.И. Леонтьева, Т.М. Мишиной, Л.А. Петровской и др., а также ряда зарубежных авторов: А. Адлер, К. Изард, Ф. Перлз, Г.С. Салливан, Ч. Спилбергер, К. Хорни, Дж. Уотсон, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Страх проявляется еще в детстве. От большего количества страхов можно избавиться не оставляя отпечаток в будущем. Эта задача и стоит перед учителями, психологами и родителями – вовремя помочь ребенку справиться с возникшими страхами [3].
Самое большое количество страхов у детей отмечается в дошкольном возрасте. В этот период они зависят от эмоционального развития и во многом носят возрастной характер. Н. В. Гончарова и А. В. Нестеренко считают, что ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: усложнение содержания эмоциональной сферы, освоение социальных форм выражения эмоций, формирование чувства долга, формирование общего эмоционального фона психической жизни ребенка. Именно в этот период у детей проявляются разнообразные страхи [1].
Наиболее распространенными страхами детей младшего дошкольного возраста, по мнению А.И. Захарова, является так называемая триада страхов: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства Захарова. Активно в этом возрасте проявляются: страх нападения, сказочных персонажей [2]. По мнению А.Ю. Татаринцевой, у дошкольников распространены и так называемые «медицинские» страхи (уколов, боли, врачей). Ведущим страхом детей старшего дошкольного возраста является страх смерти. Также присутствуют страхи жутких снов, животных, стихии, войны. Возникают страхи, как правило, под действием определенных факторов: индивидуальных особенностей свойств высшей нервной деятельности, наличия страхов у родителей, конфликтных отношений в семье, психических травм типа испуга, недостаточной двигательной и игровой активности, психологического заражения страхами в процессе общения со сверстниками. Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых [1].
Страхи и эмоциональные нарушения тяжело поддаются коррекции, поэтому чрезвычайно важно своевременно проводить профилактику. Вследствие чего актуальным остается вопрос нахождения результативных способов профилактики страхов детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте целесообразно использовать в качестве средства профилактики арт-терапевтические подходы. Все это позволит разработать программу профилактики страхов, которую можно реализовать в рамках ДОО и с привлечением родителей.
Психолого-педагогические условия профилактики страхов у детей дошкольного возраста включают в себя обязательное привлечение игровой деятельности как терапии, изотерапии, сказкотерапии, потому что именно виды профилактики и коррекции страхов несут в себе ведущие для активности и понимания детьми виды деятельности.
Большинство детских страхов можно предотвратить. Основная роль в профилактике детских страхов принадлежит ближайшему окружению ребенка (родителя, бабушкам, педагогам).
При взаимодействии с ребенком следует:
- Избегать физических наказаний
- Чаще хвалить ребенка, верить в него и в его возможности, подбадривать
- Выставлять запреты и требования мягко, нейтральным тоном, без давления и криков
- Рассказывать ребенку о своих детских страхах. И обязательно поделитесь секретами, как вы их преодолели
- Исключить фильмы и мультфильмы, которые могут пугать ребенка. Дети воспринимают всё буквально и часто переносят увиденное в реальную жизнь, забывая, что это все выдумка
- Помнить, детей никогда не следует пугать сказочными персонажами ради послушания
- Регулярно проводить время с ребенком наедине. В ходе общения, он поделится с Вами своими переживаниями, тревогами, секретами, попросит о помощи, если это необходимо
- Никогда не оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
А главное – помогайте ребенку, когда он нуждается. В любой ситуации ребенок должен чувствовать Вашу любовь и поддержку.

Список литературы:

1.       Гончарова Н.В., Нестеренко А.В. Особенности содержания страхов у детей дошкольного возраста // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 12. – Тамбов.: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - 176 с. URL: http://ucom.ru/
2.       Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2017. – 313 с.
3.       Карвасарский Б.Д., Бизюк А.П., Володин Н.Н. Клиническая психология. – СПб.: Питер, 2019. – 896 с.
2020