Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Перфильева А.В. Квиз как форма промежуточного контроля при изучении литературы студентами 1–2 курсов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Преподавание литературы современным студентам нефилологам ставит перед преподавателем ряд непростых задач по активизации мыслительной деятельности на уроке, формированию интереса, мотивации к обучению, к знакомству с текстами художественных произведений. Одним их эффективных способов решения обозначенных задач является использование игровых технологий. Так, в качестве промежуточного контроля можно использовать такие игровые формы, как интеллектуальное казино, деловая игра «Переговоры» и др. Особую популярность в современной event-индустрии приобретает интеллектуально-развлекательная игра Квиз (от англ. quiz - викторина).
Мы адаптировали данную игру для решения образовательных задач и используем как форму промежуточного контроля при изучении литературы студентами 1 – 2 курсов. Обучающиеся не менее чем за месяц узнают о проведении игры, получают список авторов, по творчеству и биографии которых будут вопросы. Учебная группа (курс) делится на команды от 4 до 6 человек, каждая из которых придумывает себе название (приветствуется, если оно тематически или ассоциативно связано с темой предстоящей игры, но есть постоянные команды, которые не меняют названия от игры к игре, что вполне допустимо).
Игра состоит из нескольких раундов: двух текстовых, музыкального и двух визуальных. Текстовые вопросы построены таким образом, что нужно не только применить полученные знания, но и узнать намеки, аллюзии, установить логические связи и дать ответ (записать в бланк). Текстовый раунд включает не менее 12 вопросов. Вопрос формулируется, например, так: «Пифагор, как известно, учил не есть бобы. Но другой философ — цитата: "часто пробовал крупного гороху" [1]. Назовите автора приведенной цитаты. Ответ: Николай Васильевич Гоголь. Гоголь называет Хому Брута философом, а горох использовался для наказания в бурсе [1; 2]. «В фильме "Белинский" персонаж Георгия Михайловича произносит: "Если что-нибудь написал плохо — сожги!". Назовите этого персонажа. Гоголь. Гоголь, как известно, сжег второй том "Мертвых душ"». Еще один пример вопроса: «У Николая Островского было немало посетителей — и почти все они, по его утверждению, покидали его до того вымотанными, что у них заплетались [слово пропущено]. Что именно пропущено, мы не спрашиваем, — ответьте, чем занимались посетители, если писатель считал это полезным и для них, и для него самого. Ответ: читали (вслух). Н. Островский был парализован и ослеп. Каждый посещавший его должен был ему читать [3. С. 31].
Подобные вопросы стимулируют познавательный интерес, их необычная формулировка активизирует обсуждение в команде, даже если дан неправильный ответ, польза в необычном взгляде на хрестоматийно известные факты, в обучающем эффекте, в желании разобраться, установить верные причинно-следственные связи и отношения.
Регулярное участие в игре формирует особый навык (подобно тому, как это происходит при решении тестовых заданий). Команды, которые хорошо готовятся, получают удовольствие от интеллектуальной игры (!), высокие оценки за изучение темы.
На обдумывание вопроса дается 1 минута, ответ записывается в бланки.
Во всех раундов у каждой команды по два одинаковых бланка, один из которых сдается на проверку, а второй остается у команды для самопроверки. По окончании раунда ведущий зачитывает ответы, таким образом достигается обучающий эффект.
Музыкальный раунд включает аудиовопросы. Композиция (фрагмент) звучит 30 – 40 секунд. Участники должны ответить, например, по творчеству какого писателя снят фильм, из которого взят музыкальный фрагмент. Обычно таких вопросов 5 – 7.
Визуальные раунды включают, как правило, два типа заданий (1) подписать рисунки, фото в соответствии с заданием; (2) нарисовать в соответствии с заданием литературный факт или понятие и отгадать рисунки другой команды.
Пример заданий первого типа. Даны портреты писателей, нужно подписать ФИО. Или персонажи – подписать имя персонажа и автора произведения, из которого взят персонаж.
Пример заданий второго типа. Нарисовать, не используя буквы, цифры: мертвые души, сон Обломова, Кабаниха в гневе. У команд разные задания для рисования. Это могут быть литературоведческие термины, например, четырехстопный ямб, онегинская строфа, драматический конфликт. В течение 8 – 10 минут команды выполняют задание, затем обмениваются рисунками. Задачей команд-соперников является угадать и записать ответ, что изображено. Баллы начисляются и команде, рисующей, и команде, отгадывающей, по двум позициям (рисовали – отгадали). Это сложный в техническом отношении раунд, но творческая составляющая увлекает студентов, они с удовольствием выполняют задания подобного рода.
По окончании игры и между раундами предполагается перерыв, во время которого звучат композиции, показываются видеофрагменты, репродукции, имеющие отношение к теме игры, что обогащает опыт обучающихся, расширяет их знания.
После подведения итогов и награждения победителей выставляются оценки в соответствии с таблицей рейтинга, которая доводится до сведения участников до игры. Каждый вопрос приносит команде определенный балл. На оценку 3, 4 или 5 нужно набрать определенное количество баллов. Капитан команды помогает в определении участия каждого в общем результате.

Библиографический список

1.       Гоголь Н.В. Вий. URL: http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text_0050.shtml (дата обращения 06.05.2018).
2.       Пифагор. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пифагор (дата обращения 06.05.2018)
3.       Трегуб С. Николай Островский. М., 1954. С. 31.
vlada-ariadna@mail.ru, 89131807006
2018