НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Александрова Е.В. Технология «ТИКО-моделирование» как ключ к успеху в дошкольном возрасте

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


В рамках программы «Уральская инженерная школа» по Свердловской области многие дошкольные учреждении осуществляют систему работы, которая включает в себя разные проблемно-игровые технологии, способствующие развитию прединженерного мышления, формированию интереса к математическим наукам.
Остановимся на возможностях конструктора ТИКО, способствующего в игровой форме освоению основ геометрии, формированию логического и элементарного конструкторского мышления. Образовательная деятельность по ТИКО-моделированию может проходить в рамках кружка, предусмотренных расписанием, а также в режимных моментах.
Технология ТИКО-моделирования имеет широкий спектр возможностей и областей применения. В данной статье подобнее рассмотрим эффективность технологии с точки зрения развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе дидактических игр с ТИКО-конструктором, в специально созданных игровых ситуациях у детей формируются такие навыки как: умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, понимание пространственных представлений между предметами, освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки, умение выполнять задания по вербальной инструкции педагога, содержащей пространственные характеристики.
Предлагаем вашему вниманию игры, развивающие пространственные представления, воображение, конструктивное мышление.
Давая детям игровые задания, необходимо придерживаться принципом «от простого к сложному».
Поэтому начнем с простых упражнений.
Задание № 1
Детям предлагаем сконструировать 4 домика разных цветов (из квадрата и треугольника). На листе бумаги красный домик разместите вверху, синий внизу, зеленый справа, желтый слева. А теперь предлагаем поменять домики местами и прокомментировать, как расположили домики, используя в своей речи понятия пространственной ориентировки (вверху, внизу, слева, верхний правый угол и т.д.).
Задание № 2
Более сложным заданием для детей является конструирование по словесной инструкции. Даем установку детям заранее приготовить детали. Например: красный пятиугольник – 1, зеленый прямоугольник - 1, зеленый маленький равносторонний треугольник - 1, 4 маленьких квадрата одного цвета) (предложить участникам попробовать выполнить упражнение)
1. Расположите прямоугольник вертикально
2. К прямоугольнику сверху прикрепите пятиугольник
3. К каждой стороне пятиугольника прикрепите по квадрату
4. К прямоугольнику справа внизу прикрепите треугольник.
Что у вас получилось? Проверьте себя.

Рис.1 Конструирование по словесной инструкции
Задание № 3
Обратите внимание на образец фигуры (самолет), что это?
Запомните и сложите из конструктора копию.
Проверьте себя.
Задание № 4:
А вот любимая детская игра – «Ходилки». Дети самостоятельно могут приготовить поле для игры и придумать сюжет. Например, задание: чей зайчик быстрее добежит до морковки?
По очереди кидаете кубик и делаете ходы по дорожке. По ходу проговаривайте направление движения.

Рис.2. Ходилки
Из конструктора ТИКО можно создать различные игры на развитие пространственно-логического мышления. Предлагаем всем известную игру «Морской бой». Давайте вспомним правила. Стандартная флотилия игроков в «Морской бой» включает в себя десять кораблей. Они отличаются по количеству занимаемых клеток – от одной до четырех. Название каждого корабля – это обозначение количества «палуб» или клеток: однопалубный, двухпалубный и так далее…
- линкор (1) - крейсер (2) - эсминец (3) - шлюпка (4)
Каждая команда сама для себя решает, как расставить флот. Фигура трехпалубных и четырехпалубных кораблей может иметь любую конфигурацию. Важное уточнение — ни один из кораблей не должен касаться другого. При этом дети конструируют морской флот из ТИКО- деталей и самостоятельно располагают на поле.
На игровых полях есть буквенные и числовые обозначения. Выстрелы совершаются по координатам, например, А8. Если противник называет координаты, по которой находится часть корабля, то второй игрок обязан сказать: «ранен» и отмечают подбитую часть Х. Выстрелы обозначайте с помощью фишек.
Право первенства в игре мы решим с помощью кубика: у кого число больше, тот и начинает (кидают кубик)


Рис. 3 Морской бой
Данные игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.
В ходе реализации программ по ТИКО-моделированию, направленных на развитие прединженерного мышления, мы пришли к выводу, что данная технология способствуют положительной динамике в достижении математических и технологических умений дошкольников, а так же знаний объектов и предметов окружающего мира.
Работая с конструктором для объемного моделирования ТИКО, педагог тем самым,
реализует главный принцип новых образовательных стандартов - переход от теории к практике, от традиционной к деятельностной педагогике.
Библиографический список
1.        Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
2.        «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО в практику дошкольной организации» А.В. Маркова//Методист дошкольного образовательного учреждении, № 16, 2015, с. 86
3.        Реализация методики ТИКО-моделирования в начальной школе. Практическая работа с конструктором «ТИКО» на уроках и во внеурочной деятельности/ И.В. Логинова, Л.Л. Филиппова, Н.В. Морозова, С.Г. Петрова; вступ. Ст. Л. С. Капустина. - Великий Новгород: МАОУ ПСК «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2013
4.        Работаем с развивающими конструкторами ТИКО/Н.М. Карпова, И.В. Логинова. С.А. Андреева, Т.Н. Николаева, М.Н. Кириллова// Детский сад. ВСЁ для воспитателя! - 2013.-№2(14). С. 15-17.
5.        Программа дополнительного образования детей «ТИКО-конструирование» / Е. В. Михайлова, И. В. Логинова // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. С. 52 - 78.
https://nsportal.ru/loginova-irina-viktorovna (Дата обращения 01.05.2019)
2019