Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Шерина И.В. Здоровьесберегающие подходы в обучении леворуких детей в период адаптации к школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf

В последние годы здоровьесберегающие технологии в системе образования рассматриваются как способ сохранения и укрепления здоровья учащихся. При этом далеко не всегда учитываются особенности тех групп детей, на которые направлены данные технологии, прежде всего с учётом их психофизиологических особенностей. Особый интерес в данном плане представляют леворукие учащиеся, поскольку для них характерен специфический комплекс трудностей обучения в сочетании с высоким потенциалом.
У человека высшая психическая деятельность осуществляется совместной деятельностью двух полушарий мозга, каждое из которых имеет свой принцип работы. Оба полушария действуют, взаимно дополняя друг друга. Существует асимметрия полушарий: разный вес, отличия в строении, разделение функций. Степень активности полушарий у каждого человека индивидуальна. По закономерностям психического развития одно из полушарий головного мозга является доминантным. Левшество означает не то, что у человека ведущей является левая рука, а то, что степень активности правого полушария высокая и психические процессы имеют особенность протекания по правополушарному типу. Леворукость - преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий.
В процессе обучения леворукого ребёнка в школе возникает ряд проблем, связанных с дифференцированными методами обучения, комплексом гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и т. д. Между тем функциональные особенности большинства леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушение пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, приводят к целому ряду школьных проблем. Леворукие дети совсем не однородная группа, то есть нельзя говорить о каких-то общих для всех леворуких детей проблемах. Разными будут не только трудности, но и их проявления, сочетания, развитие в течение обучения Мне хотелось обратить внимание на процесс адаптации к школе леворуких детей. Наиболее сложным периодом адаптации к школе считаются первые недели обучения. Почти у всех детей в этот период наблюдается двигательная возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются. Легче всего проходит этот период у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Среди тех, кто тяжело адаптируется, как правило, леворукие дети. На первом этапе адаптации у леворукого первоклассника иногда не бывает каких-то специфических трудностей письма, чтения, счёта. Но он может сильно уставать, появятся какие-то жалобы.
Поэтому на данном этапе можно рекомендовать использование упражнений на расслабление. Вот некоторые из них, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн.
Комплекс упражнений на расслабление.
• Снятие напряжения
Инструкция: «Сядь на стул, чувствуй себя свободно. Твёрдо поставь ноги на пол. Предплечья лежат свободно на бёдрах, кисти рук свисают вниз. Они не двигаются. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох».

Голос взрослого мягкий, негромкий, cпокойный.

•              Установка на эмоциональное равновесие
Инструкция: «Вообрази себе что-нибудь приятное: например, что ты гуляешь по полю разноцветных цветов, ты срываешь цветы, плетёшь венок или собираешь красивый букет для мамы. Ты спокоен, расслаблен, отдыхаешь»
•              Упражнения на создание чувства тяжести
Инструкция: «Ты ощущаешь тяжесть во всех частях тела, тебя притягивает к полу как магнитом, ты расслабился, приятная усталость в руках и ногах. Все твои неприятности скоро пройдут. Ты будешь хорошо заниматься, и всё у тебя будет хорошо».
•              Упражнения на создания чувства теплоты
Инструкция: «Представь себе, что ты взял в руки тёплый шарик, а ноги поставил в тёплую воду».
•              Упражнения на ощущение и успокоения дыхания Инструкция. Ребёнок распевает гласные звуки, делая
подчеркивающие движения:
Звук «а» - с раскачиванием рук из стороны в сторону;
Звук «э» - с движениями руками, как у колёс локомотива;
Звук «и» - как будто песок сыплется через руку;
Звук «о» - выражающее удивление с кружением обеих рук;
При выполнении этих действий обращаетесь к ребёнку: «Теперь дыши спокойно. Вдох, выдох. Это упражнение всегда делай перед классной работой или когда предстоит трудное дело: просто спокойно дыши, но выдыхаемый воздух значительно дольше, чем обычно».
Гизела Эберлейн считает: если дети хотя бы раз осознали реальную ценность упражнений, они станут для них само собой разумеющимся делом и будут даваться им легко. Тогда имеет смысл разрабатывать с ними наиболее соответствующие ситуациям фразы для повтора. Например, ребёнок плохо пишет. С ним можно отрабатывать установки типа: «Я хорошо занимаюсь, я пишу аккуратно», «У меня всё будет хорошо, я не волнуюсь».
Что ещё может способствовать успешной адаптации леворукого ребёнка к школе? Волшебная сила движения. Двигательная активность -самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Не стоит пренебрежительно относиться к малым формам физического воспитания в школе: гимнастики до занятий, физкультминуткам на уроках, подвижным играм.
Для стимуляции интеллектуального развития у детей можно применять на уроках кинезиологические упражнения. Кинезиология -молодая наука о развитии головного мозга через движения. На своих уроках я использую упражнения из программ, разработанных А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк. Например, для улучшения навыков чтения и письма, интеграции работы глаз и рук, формирования визуального и пространственного восприятия, развития координации тела и двигательных навыков возможны упражнения:
1. «Восьмёрки» Исходное положение - стоя. Глаза закрыты. Пальцами одной руки проводим перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуем закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжаем рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдыхаем, открываем глаза.
2. «Рисующий слон «Исходное положение - стоя или сидя. Колени слегка согнуты. Голова наклонена к плечу. Вытяните руку вперёд и рисуйте то, что видите, большими мазками. Затем повторите то же с другой рукой.
При систематическом выполнении упражнений постепенно исчезают страхи, неуверенность, зажатость, которые характерны для леворуких детей.
Итак, хорошо организованная двигательная активность, использование упражнений на расслабления, рациональный режим способствуют более эффективной адаптации к учебным нагрузкам, помогают снять утомление и напряжение, повысить работоспособность и, главное, решить часть школьных проблем леворуких детей.

Библиографический список

1.       Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., Вентана-Граф, 2005, 230 с.
2.       Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
3.       Газета «Дошкольное образование» № 16/2003. Статья «Выбираем пишущую руку».
4.       Журнал «Мама и Малыш», №02/2005. Статья «Леворукий ребенок в праворуком мире».
5.       Журнал «Огонек» № 52/ 2008. Статья «Право на лево».
6.       Популярная психологическая энциклопедия. — М.:Эксмо. С.С.Степанов. 2005.
2019