Кантеева Р.А. Патриотическое воспитание дошкольников через фольклор
Библиографическое описание: Кантеева Р.А. Патриотическое воспитание дошкольников через фольклор // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачёв
Детство период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.
Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны.
В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране.
Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Фольклор - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию народной культуры.
Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
Используя фольклорные средства в своей работе, перед собой ставлю следующие задачи:
1. Формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков.
2. Способствовать воспитанию патриотических чувств через приобщение к истокам культуры и мировоззрения родного народа; развитие у детей интереса и потребностей изучать историю и культуру своего края.
3. Развитие интереса к народным традициям и ремеслам.
4. Способствовать развитию нравственно-патриотических чувств путём знакомства с русским музыкальным фольклором.
Начинать работу надо с создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству.
В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном крае, городе, стране; широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы; иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага; дидактические игры по патриотическому воспитанию, куклы в национальном русском костюме и в военной форме советских времен;
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки), настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.
Знакомство ребёнка с фольклором начинаю с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, игр.
Методы приобщения детей к русской народной культуре
• наглядный метод:(демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
• игровой метод: (игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно - печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка;
• практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
При организации и проведении фольклорных праздников целенаправленно акцентирую внимание дошкольников на культурных особенностях и фольклорных традициях русского народа.
Вовлекаются в работу по воспитанию патриотических чувств родители через:
- чтение произведений малых форм фольклора детям дома;
- заучивание стишков, потешек, закличек, прибауток вместе с детьми;
- пополнение уголка книжки произведениями устного народного творчества;
- демонстрационный материал (папка – передвижка «Народный праздник - Масленица»);
- акцию «Спешите делать добро»;
- поделки из природного материала по мотивам сказок;
- консультации «Воспитание сказкой – просто», «Значение книги в жизни ребенка».
Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине.
Литература
Князева О.К., Маханёва Л.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Санкт-Петербург.-Детство -Пресс. 2000.