Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Качнова И.Е. Конспект открытого урока по русскому языку в 11-м классе «Подготовка к ЕГЭ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление;
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Задачи урока:
·​ Актуализация и систематизация теоретических знаний по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
·​ Развитие умений работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
·​ Совершенствование навыков правописания.
ХОД УРОКА.
Однажды буддийский монах пришел к Великому Мастеру и спросил:
- Где искать ключ к познанию тайн мира?
На что тот ответил:
- Ясным солнечным днём загляни в воды чистого горного озера, и ты увидишь, где его нужно искать.
Ответ понятен: человек должен заглянуть в себя, поставить перед собой определённую цель и идти к ней, накапливая знания и жизненный опыт. Итак, осталось совсем немного времени до экзаменов. Необходимо повторить весь пройденный материал в короткие сроки и с наибольшей эффективностью.
Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня обобщим знания, путём выполнения практических заданий.
1. Лексическая работа. «Одним словом»
По лексическому значению записать словарные слова, помогут вам в этом ассоциативные картинки.
1.       Один из видов спортивной игры в мяч. /теннис/
2.       Свободное публичное обсуждение спорного вопроса. /дискуссия/
3.       Товарищи по работе. /коллега/
4.       Рисунки в тексте книги, журнала /иллюстрация/
5.       Человек, профессионально занимающийся умственным трудом и обладающий необходимым для такого труда образованием (инженеры, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства) /интеллигент/
6.       Вводная часть конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта. /преамбула/
- Назовите данные слова, проверьте, как они пишутся. Какое слово является лишним в этом ряду? Почему?
2. Орфоэпическая разминка «Заморочки из бочки».
Распределите данные слова по трём бочкам:
1 ряд – с ударением на первом слоге;
2 ряд – с ударением на втором слоге;
3 ряд – с ударением на последнем слоге.
Диспансер, завидно, занял, заперта, искра, каталог, намерение, начал, начавшись, отозвалась, торты, углубить, цепочка, шарфы, эксперт.
Читаем вслух, проверяем, выставляем оценки в лист учёта знаний.
зАнял
Искра
нАчал
тОрты
шАрфы
завИдно
намЕрение
начАвшись
цепОчка
экспЕрт
диспансЕр
запертА
каталОг
отозвалАсь
углубИть

ü Какое слово имеет лексическое значение ««Составленный в определённом порядке перечень каких-то однородных предметов». (КАТАЛОГ)
ü Образуйте от этого слова однокоренное прилагательное и однокоренной глагол. (КАТАЛОЖНЫЙ, КАТАЛОГИЗИРОВАТЬ, КАТАЛОГИЗАЦИЯ)
3. Орфографический тренинг. Вставьте пропущенные буквы.
1вариант- слова с пропущенной О,
2 вариант – с пропущенной Е.
Ал..гизм, анал..гичный, апр..бация, ген..тический, д..спотизм, затв..рдевший, з..ндировать, вопл..щение, пол..мический, оп..лчиться, зам..чание, погл..щать, ч..столюбивый, благосл..влять, бест..лесный, вл..комый, ид..ол..гический
Самопроверка. Оцените свою работу и поставьте оценки в лист учёта знаний.
ü Назовите к данным словам проверочные, чтобы выделенная гласная была в сильной позиции.
ü Объясните правописание приставки в слове БЕСТЕЛЕСНЫЙ.
ü Назовите слова с единообразными приставками
ü Определите морфологическую принадлежность слова ВЛЕКОМЫЙ
От какого слова оно образовано
ü Соотнесите слова с лексическим значением

 Алогизм
Заключающий в себе полемику
Апробация
Самовластие и произвол по отношению к окружающим
Деспотизм
Несовместимость с требованиями логики
Полемический
Одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании

Ответ: 3421
4. Работа со словарём.
- Давайте вспомним, что такое паронимы?
ü Поработаем с паронимами. Подберите к данным словам пару – пароним. Включите эти слова в состав словосочетаний.
Драматический –...драматичный
Дружеский –...дружественный
Единственный –...единый
Злой –...злостный
Заглавный –...главный
Наследие –...наследство
Безответный –...безответственный
5.Грамматика. Следующее задание называется «Лови ошибку»
Укажите примеры с ОШИБКОЙ в образовании формы слова. Исправьте ошибки.
1) троих велосипедистов (трёх)
2) поезжай быстрее
3) пара чулков (чулок)
4)наиболее правильней (правильно)
5) ложите на парту (кладите)
6) страховые полиса (пОлисы)
6.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками

A) Био­ло­гия изу­ча­ет и опи­ра­ет­ся на за­ко­ны эво­лю­ции.
1) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та
2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым
3)не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом
4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми
5) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем
6) на­ру­ше­ние норм управ­ле­ния
7) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та
Б) Ле­жа­щая книга на столе была ин­те­рес­ной.
В) Бла­го­да­ря ис­кус­ства Лео­нар­до да Винчи весь мир узнал зна­ме­ни­тую Джо­кон­ду.
Г) По­лу­чив на­чаль­ное до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, Гринёва от­пра­ви­ли на служ­бу в Бел­о­гор­скую кре­пость.
Д) Все, кто при­бли­жа­ет­ся к пло­ща­ди, ещё из­да­ли видит не­обык­но­вен­ной кра­со­ты храм, став­ший сим­во­лом го­ро­да.
Ответ. 47312
7.Синтаксис и пунктуация.
7.1. «Гимнастика для ума». Повторяем теорию. Ответы запишите в лист успеха.
УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО – ставим цифру 1 в тетради, утверждение НЕВЕРНО – 0
А) Сложным называется предложение, в котором две или более грамматических основ.
Б) Части ССП равноправны по отношению друг к другу, между частями ССП всегда ставится запятая.
В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение. Придаточное зависит от главного и присоединяется к нему при помощи подчинительного союза или союзного слова.
Г) Придаточные бывают определительными, изъявительными, обстоятельственными. (1010)
7.2.УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО – 1, утверждение неверно - 0
А) Количество запятых в сложном предложении всегда на единицу меньше, чем количество основ;
Б) В СПП придаточное всегда стоит после главного;
В)В сложном предложении при стечении союзов запятая между союзами ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза ( то, так) или союза но;
Г) Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие, если вторая часть предложения противопоставлена 1-ой (0010)
8. Практикум. Расставьте знаки препинания в предложениях.
1.Я уверена в том (1) что (2)если не лениться и готовиться к урокам добросовестно (3) можно сдать ЕГЭ успешно. (123) (СЛАЙД 20)
2.Оно (чудовище) сделало оборот вокруг судна (1) которое шло со скоростью четырнадцати узлов (2) обдав его каскадом электрических лучей (3) словно светящейся пылью (4) и мгновенно оказалось на расстоянии двух или трёх миль от нас (5) оставив за собою в море (6) фосфоресцирующий след (7) напоминавший клубы дыма (8) которые выбрасывают локомотив курьерского поезда. (1,2,3,4,5,7,8) (СЛАЙД 21)
9.Работа с текстом.
Воробей
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. (4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой раскрытой пасти.
(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) и всё-таки он не мог усидеть на свое высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видимо и он признал эту силу. (13) Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея. (14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел перед этой маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (По И. С. Тургеневу)
-Прочитайте выразительно текст.
- Сформулируйте и запишите проблему текста.
- Какова позиция автора?
10.  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)
Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
Подобрать к данной проблеме два аргумента из художественной литературы.
Библиографический список
1.И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе/Тургенев И.С.-М.:Детская литература.-2017.
2.ЕГЭ. Русский язык: типовые экзамеционные варианты:36 вариантов/под ред.И.П.Цыбулько.-М.: Издательство “Национальное образование”, 2018.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном/Лихачёв Д.С.- М.: Просвещение, 1997.
krasnov8@mail.ru, 89204753871
2018