Библиографическое описание:
Студеникина Е.А., Гришина В.П. Социально значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
В. В. Путин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Перед нашим детским садом (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №171», г. Воронеж) стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, мы понимаем, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине».
Содержание воспитания в соответствии с ФОП в ДОУ – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля.
Первые чувства патриотизма – доступны ли они детям? Мы знаем, что дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в целенаправленном воспитании.
Дошкольный возраст – является лучшим периодом для начала формирования у ребёнка чувства патриотизма. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения не реализуется само по себе, для этого необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагога и родителей.
Чтобы достигнуть определённого результата в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо применять в своей работе новейшие методы и технологии для решения поставленных задач. Причём такие технологии, чтобы они не казались ребёнку скучными, не интересными и чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение новым содержанием и знаниями.
Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании, которые чаще всего используют педагоги это:
1. Проектные технологии;
2. Музейная педагогика;
3. Тематические акции;
4. Информационно-компьютерные технологии.
Мы хотим остановиться на проведении тематических акций, направленных на нравственно патриотическое воспитание в нашей группе.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию.
Направленность акций:
- исследовательские;
- благотворительные;
- социально-педагогические;
- патриотические;
- социокультурные.
Основные этапы:
Подготовительный этап
При разработке и подготовке акции необходимо определить, на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап
Реализация сценария социальной акции.
Аналитический этап
Подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив.
Значение социальных акций
Роль социальных акций в детских коллективах невозможно переоценить. Когда дети делают что-то сообща, они погружены в процесс.
Социальные акции – это прекрасная возможность воспитывать в детях дошкольного возраста навыки ответственности, патриотизма и коллективной работы.
Целью проведения тематических акций является воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В тематических акциях принимают активное участие, как дети, так и их родители. Так как привлечение родителей к участию в акциях повышает их ответственность в деле гражданского воспитания и образования ребёнка.
Чаще всего тема акции зависит от календарно-тематического планирования, в рамках работы над определённой темой, объявляется – акция.
Вот примеры акций, которые регулярно проводятся в нашем ДОУ.
Белый цветок — символ милосердия, любви и доброты, символ чистоты, надежды и обновления. «Белый цветок» — уникальное мероприятие, которое объединяет всех неравнодушных людей, всех тех, у кого доброе сердце. Сегодня Белый цветок объединяет десятки тысяч людей в делах помощи ближнему. Современные дни белого цветка посвящают сбору средств на поддержку региональных социально-значимых проектов, в частности направленных на помощь слабозащищенным категориям населения (тяжело и неизлечимо больные, инвалиды, сироты).
Онлайн-челлендж «Голубь МИРА» (21 сентября) международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него. Одним из наиболее известных символов мира является голубь.
Цель акции: передать детям понимание значения мира, принципов человечности, доброты и уважения к ближнему.
Акция «Голубь мира» призвана еще и показать, насколько важен мир для всей планеты, как все мы не хотим войны и будем стараться беречь мир ради будущих поколений. Мы за мир без войны!
Патриотическая акция "Мы - помним, чтим, гордимся!"
Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых боях. Главным источником победы СССР в войне стали мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу. Победа далась нам огромной ценой. Война унесла жизни почти 27 млн. человек.... Мы помним свою историю и гордимся ею!
Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Флешмобы и акции ко Дню России
12 июня в День России все участники акции могут опубликовать фото своих поздравлений и открыток в социальных сетях с хэштегами #Спасибо, #ДеньРоссии, #Добрыесоседи и #ДоброВРоссии, призвав своих друзей и знакомых сделать доброе дело и также поздравить своих соседей.... Чтобы принять участие в акции необходимо вывесить флаг России на окне или балконе дома и поделиться фотографиями в соцсетях с хэштегами #МыРоссия #МыВместе.
Цель: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству.
Всероссийская акция «Мой флаг, моя история».
Акция проводится 21-22 августа на территории всех субъектов Российской Федерации.
Акция приурочена ко Дню Государственного флага Российской Федерации и проводится в формате онлайн-флешмоба, в рамках которого участники рассказывают об историях из жизни, собственных победах и достижениях, событиях, в которых они принимали участие, связанных с водружением, демонстрацией, торжественным выносом или поднятием государственного флага Российской Федерации.
Цель Акции – способствовать формированию патриотизма, гражданственности и воспитанию уважительного отношения к Государственному флагу Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – URL: http://government.ru/
4. Детство: пример. образовательная программа дошкол. образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]; – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
5. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие / В.А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.В. Воронина – Издат. центр педагогического образования, 2018 г.
6. Найденова, Е.А. Воспитание патриотизма у дошкольников через изобразительное искусство в народном творчестве / Е.А. Найденова // Электронный журнал Экстернат РФ [сайт]. – URL: ext. spb.ru/2011-03-29-03- 113 14/89-preschool/10593
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден Приказом Мин. образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.
Студеникина Е.А., Гришина В.П. Социально значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
В. В. Путин
Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Перед нашим детским садом (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №171», г. Воронеж) стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Проводя воспитательно-образовательную программу, мы понимаем, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей. Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине».
Содержание воспитания в соответствии с ФОП в ДОУ – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля.
Первые чувства патриотизма – доступны ли они детям? Мы знаем, что дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в целенаправленном воспитании.
Дошкольный возраст – является лучшим периодом для начала формирования у ребёнка чувства патриотизма. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения не реализуется само по себе, для этого необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагога и родителей.
Чтобы достигнуть определённого результата в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо применять в своей работе новейшие методы и технологии для решения поставленных задач. Причём такие технологии, чтобы они не казались ребёнку скучными, не интересными и чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение новым содержанием и знаниями.
Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании, которые чаще всего используют педагоги это:
1. Проектные технологии;
2. Музейная педагогика;
3. Тематические акции;
4. Информационно-компьютерные технологии.
Мы хотим остановиться на проведении тематических акций, направленных на нравственно патриотическое воспитание в нашей группе.
Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию.
Направленность акций:
- исследовательские;
- благотворительные;
- социально-педагогические;
- патриотические;
- социокультурные.
Основные этапы:
Подготовительный этап
При разработке и подготовке акции необходимо определить, на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является её целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап
Реализация сценария социальной акции.
Аналитический этап
Подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив.
Значение социальных акций
Роль социальных акций в детских коллективах невозможно переоценить. Когда дети делают что-то сообща, они погружены в процесс.
Социальные акции – это прекрасная возможность воспитывать в детях дошкольного возраста навыки ответственности, патриотизма и коллективной работы.
Целью проведения тематических акций является воспитание у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, семье, родным местам и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В тематических акциях принимают активное участие, как дети, так и их родители. Так как привлечение родителей к участию в акциях повышает их ответственность в деле гражданского воспитания и образования ребёнка.
Чаще всего тема акции зависит от календарно-тематического планирования, в рамках работы над определённой темой, объявляется – акция.
Вот примеры акций, которые регулярно проводятся в нашем ДОУ.
Белый цветок — символ милосердия, любви и доброты, символ чистоты, надежды и обновления. «Белый цветок» — уникальное мероприятие, которое объединяет всех неравнодушных людей, всех тех, у кого доброе сердце. Сегодня Белый цветок объединяет десятки тысяч людей в делах помощи ближнему. Современные дни белого цветка посвящают сбору средств на поддержку региональных социально-значимых проектов, в частности направленных на помощь слабозащищенным категориям населения (тяжело и неизлечимо больные, инвалиды, сироты).
Онлайн-челлендж «Голубь МИРА» (21 сентября) международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Этот день призывает людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него. Одним из наиболее известных символов мира является голубь.
Цель акции: передать детям понимание значения мира, принципов человечности, доброты и уважения к ближнему.
Акция «Голубь мира» призвана еще и показать, насколько важен мир для всей планеты, как все мы не хотим войны и будем стараться беречь мир ради будущих поколений. Мы за мир без войны!
Патриотическая акция "Мы - помним, чтим, гордимся!"
Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, в кровавых боях. Главным источником победы СССР в войне стали мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу. Победа далась нам огромной ценой. Война унесла жизни почти 27 млн. человек.... Мы помним свою историю и гордимся ею!
Цель: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиги людей, принимавших участие в сражениях за Родину в Великой Отечественной войне. Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Флешмобы и акции ко Дню России
12 июня в День России все участники акции могут опубликовать фото своих поздравлений и открыток в социальных сетях с хэштегами #Спасибо, #ДеньРоссии, #Добрыесоседи и #ДоброВРоссии, призвав своих друзей и знакомых сделать доброе дело и также поздравить своих соседей.... Чтобы принять участие в акции необходимо вывесить флаг России на окне или балконе дома и поделиться фотографиями в соцсетях с хэштегами #МыРоссия #МыВместе.
Цель: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству.
Всероссийская акция «Мой флаг, моя история».
Акция проводится 21-22 августа на территории всех субъектов Российской Федерации.
Акция приурочена ко Дню Государственного флага Российской Федерации и проводится в формате онлайн-флешмоба, в рамках которого участники рассказывают об историях из жизни, собственных победах и достижениях, событиях, в которых они принимали участие, связанных с водружением, демонстрацией, торжественным выносом или поднятием государственного флага Российской Федерации.
Цель Акции – способствовать формированию патриотизма, гражданственности и воспитанию уважительного отношения к Государственному флагу Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – URL: http://government.ru/
4. Детство: пример. образовательная программа дошкол. образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]; – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
5. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: метод. пособие / В.А. Деркунская, С.С. Агабекян, Н.В. Воронина – Издат. центр педагогического образования, 2018 г.
6. Найденова, Е.А. Воспитание патриотизма у дошкольников через изобразительное искусство в народном творчестве / Е.А. Найденова // Электронный журнал Экстернат РФ [сайт]. – URL: ext. spb.ru/2011-03-29-03- 113 14/89-preschool/10593
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [утвержден Приказом Мин. образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.