НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Восковец Т.А. Конспект исследовательской деятельности «Веселые брызги»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Цель исследовательской деятельности: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Задачи:
Образовательные:
ОО «Речевое развитие»
1.Совершенствовать монологическую речь детей, умение отвечать на вопросы простыми и распространенными предложениями;
2.Закреплять умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
ОО «Познавательное развитие»
1.Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между явлениями с необычным применением знакомых средств;
2.Продолжать учить самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность;
2.Совершенствовать умение проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;
3.Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;
5.Закреплять умение с помощью взрослого составлять модели.
ОО «Социально – коммуникативные»
1.Формировать основы безопасного поведения во время проведения исследовательской деятельности, осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил;
2.Совершенствовать активную жизненную позицию дошкольников через участие в совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1.Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (разбрызгивать краску с помощью постукивания кисточки о кисточку);
2.Обогащать предпосылки ценностно-смыслового восприятия окружающего мира.
Развивающие:
ОО «Речевое развитие»
1.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
ОО «Познавательное развитие»
1.Способствовать проявлению любознательности и познавательной активности воспитанников.
2.Развивать представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
ОО «Социально – коммуникативные»
1.Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умения договариваться.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1.Развивать представление о разнообразии средств рисования.
Воспитательные:
ОО «Речевое развитие»
1.Воспитывать желание и умение слушать своих товарищей.
ОО «Познавательное развитие»
1.Формировать представления о том, что человек создает предметное окружение, изготавливая предметы для любования.
ОО «Социально – коммуникативные»
1.Воспитывать интерес к исследованиям.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»
1.Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Целевые ориентиры образования: способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; открыт новому, то есть проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности. Имеет представление о предметах неживой природы, которые он видит. Может самостоятельно использовать в общении вежливые слова, соблюдать правила поведения в детском саду.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, поисково – исследовательская, двигательная, продуктивная, экспериментальная.
Словарная работа: разбрызгивать, силуэт, смешивать, постукивать, слегка, побольше, поменьше, изменяет цвет.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картинки формата А-4 с изображением глаза, руки, вопросительного знака, думающего ребенка, карандаша, цветных пятен, 2 перекрещенных кисточки, силуэтов предметов, больших и маленьких капель, 2 капель и кисточки над ними, кистей расположенных близко к листу бумаги, кисти расположенных далеко от листа бумаги; картина формата А-3, выполненная в технике набрызга, натянутая перед детьми веревка с закрепленными на ней кармашками формата А-4,
4. Раздаточный – краски разного цвета, кисточки, листы бумаги формата А-4, силуэты цветов, салфетки, стаканы с водой, прищепки.
Методические приемы: Релаксационные упражнения перед занятием.
Наглядный: использование иллюстративного материала при составлении алгоритма исследовательской деятельности, моделей по предложенной теме; демонстрация модели исследования объекта неживой природы. Словесный: объяснение, указание, вопрос-ответ, поощрение, обобщающая беседа. Практический: погружение в игровую ситуацию, работа с моделями, действия с материалом исследования (красками, силуэтами цветов), подвижная игра, создание рисунка, для передачи информации о краске. Игровой: игровая мотивация, игра, использование воображаемой игровой ситуации. Исследовательской: постановка проблемы, повторение правил исследования, опытная работа, моделирование, обобщение результатов.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Воспитатель надевает шапочку Магистра и предлагает узнать его.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что я Магистр исследовательских наук. Сегодня я опять хочу пригласить вас в свою лабораторию. Хотите? (Ответы детей)
Игровая мотивация
Воспитатель: Тогда урок начинается. Сегодня мы с вами будем исследовать предмет. Но, прежде чем мы начнем это делать, необходимо вспомнить правила исследования. Сначала надо посмотреть на предмет. Зачем? (Чтобы его назвать) Подумать. Зачем? (Чтобы придумать, что можно делать с предметом.)
Подействовать с предметом. Зачем? (Чтобы увидеть то, что получиться.) Записать на бумаге. Зачем? (Чтобы запомнить.)
Воспитатель: Перед тем как пригласить вас в мою лабораторию, я хочу вспомнить с вами правила безопасности. Когда можно действовать с предметами?
Воспитатель: Проходите в лабораторию. Посмотрите, что у вас лежит на столе. (На столе стоит краска разного цвета. Лежат две кисточки. Стоит стакан с водой. Лежат листы бумаги, силуэты цветов. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем экспериментировать? (Дети высказывают свои предположения.) Посмотрите на этот рисунок и скажите, как его рисовали? (Дети высказывают свои предположения)
Если дети сами не говорят о том, что рисунок рисуется разбрызгиванием краски, воспитатель рассказывает.
Воспитатель: Скажите, как можно разбрызгивать краску на лист бумаги? (Ответы детей)
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель рассказывает (Нужно намочить кисть, набрать краски, и постучать металлическим наконечником кисточки о другую кисть. При этом кисточки нужно поднести близко к бумаге.
II. Основная часть
Воспитатель: Прежде, чем вы начнете разбрызгивать краску, я предлагаю вам сначала подумать о том, что вы хотите нарисовать? (Ответы детей) Что можно использовать во время разбрызгивания краски? (Можно использовать силуэты цветов.) Зачем? (Ответы детей) Какой цвет краски лучше выбрать первой? (Ответы детей) В какую сторону брызгать? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь можно приступить к рисованию.
Дети работают, воспитатель подходит к детям и оказывает индивидуальную помощь, задает наводящие вопросы: С какой силой надо стучать? (Надо стучать так, чтобы капли срывались с ворса.) На какой высоте лучше держать кисточки? (Лучше держать кисточки близко к листу бумаги.) Почему? (Чтобы капли не разлетались очень далеко.) Как получить большие капли? (Набрать на кисть больше воды) Как получить маленькие капельки? (Набрать на кисть воды немного.) Что можно сделать, чтобы капельки перемешались? (Нужно соединить капельки ворсом.) Для чего можно положить силуэты? (Чтобы в этом месте на лист не попали капли.) Что можно сделать, чтобы рисунок получился выразительным? (Можно обвести силуэт линией.)
Воспитатель: Внимание, внимание, веселая переменка. Приглашаю вас на веселый танец «Буги-вуги». Звучит отрывок из песни «Буги вуги» и воспитатель вместе с детьми выполняет движения в соответствии со словами песни.
Воспитатель: А теперь я предлагаю Коле выбрать рисунок, который ему понравился. А вы проходите в лабораторию и садитесь на стулья.
Ребенок приносит выбранный рисунок, воспитатель закрепляет его на веревке при помощи прищепки.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Посмотрите на рисунок, что вы видите? (Ответы детей) У нас есть правило в нашей лаборатории, нужно записать то, что мы с вами исследовали. Для чего? (Для того, чтобы запомнить то, что мы узнали.)
Так что же нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Что можно рисовать не ворсом, а стучать кисточками друг о друга и получать капли. Можно раскладывать на бумаге силуэты для того, чтобы туда не попадали капли. Можно соединять капли, чтобы цвета смешались и получались другие цвета. Можно делать большие и маленькие капли. Чтобы капли попадали на лист, надо поднести кисти близко к листу бумаги.)
После каждого ответа дети выбирают картинку нужного содержания и вставляют картинку в кармашек.
Воспитатель: Вам понравилось рисовать разбрызгиванием краски? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей) Что можно сделать с вашими рисунками? (Ответы детей)
Воспитатель: На этом урок наш в моей лаборатории окончен. Мне пора уходить. А вы можете сделать из своих рисунков выставку для ваших пап и мам. До свиданья.
Дети берут свои картинки и прикрепляют их к веревочке с помощью прищепки.
Литература:
1.Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика Синтез. 2014. 368 с.
2.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль: Академия развития. 2003г. 91стр.
2019