Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf
Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. Друзья эти - КНИГИ.
Чтение – многогранный мир, который обогащает наши души и ума. Читая, мы познаём окружающий мир. Чтение развивает мышление, память и внимание, учит нас выражать свои мысли четко и ясно.
С раннего детства мы просили своих родителей прочитать нам интересные сказки, стихи.
В компьютерный век, наши ровесники читают все меньше. Это печально, и мы должны изменить эту ситуацию. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.
Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента.
Недаром в народе сложилось множество пословиц и поговорок о книге: «Будешь книги читать – будешь всё знать», «Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «С книгой жить – век не тужить», «Книга – лучший подарок». Книга занимает важное место в нашей жизни, поэтому нас заинтересовало, а как же создают книги?
Мы решили провести исследование создания книги от самой первой и до наших времен и по окончанию попробовать создать собственную книгу.
Объект исследования: процесс создания книги.
Цель работы: узнать, как создаются книги, создать свою книгу.
Гипотеза: если мы изучим историю и процесс создания книги, то сможем создать свою книгу.
Основные задачи:
1.изучить историю создания книг;
2. изучить этапы изготовления книг на примере книги «Денискины рассказы» Виктора Драгунского;
3.найти единомышленников и подготовить необходимый материал для создания своей книги;
4.создать свою книгу, которая поможет читателям почувствовать эмоции, улучшить настроение, поможет расслабиться и развлечься.
Методы исследования:
· поисковый · исследовательский · практический · анкетирование
Прогнозируемый результат: создать свою книгу, которая поможет читателям почувствовать эмоции, улучшить настроение, поможет расслабиться и развлечься.
1. История создания книги
Откуда книга к нам пришла? В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть, а на дальние расстояния посылались «живые письма» – гонцы.
Самые первые книги представляли собой глиняные таблички, на которых «писали» специальными палочками – стилусами. Таблички сшивались в единый блок, называемый «кодекс».
Первым этапом создания книги в Древнем Египте было изобретение свитка из папирусных листов, которые подклеивались один к другому.
Разумеется, тогда книга имела довольно узкое распространение – среди богатых книголюбов, а позднее в университетах и среди духовенства. Для кратких документов служили восковые дощечки, а для текущих записей начиная с III века до н.э. использовали пергамент – бумага из шкур крупного рогатого скота, материал более грубый, но зато более прочный и дешевый, нежели папирус.
Следующее перевоплощение книги стало возможно именно благодаря дешевизне и прочности пергамена. Разрезанный на листы, сшитые затем в тетрадь, он дал новую форму – рукописную книгу; здесь уже было разделение на страницы, характерное для современной книги.
Следующим толчком для массового распространения книг стало появление в Европе дешёвого писчего материала – бумаги, что привело к увеличению количества производимых рукописей. Но копирование книг вручную как бы искусно и красиво оно не выполнялось, имело свои ограничения по производительности.
Начиная с XIV столетия доступ к чтению, был получен новыми слоями общества: буржуа и дворянами, чиновниками и торговцами, которыми были востребованы не только книги с техническим содержанием, но и книги, предназначенные для отдыха, содержащие увлекательный вымысел. Подобные запросы явились причиной появления нового и решительного сдвига в развитии книг – книгопечатания.
И хотя впервые тексты печатать начали в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг, создавший в пятнадцатом столетии отработанную технологию. Он впервые в Европе применил набор строк текста из отдельных букв и печатание при помощи пресса оттисков на бумаге, что позволило достичь невиданной ранее производительности. Первой его книгой была Библия.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси
2. Процесс и этапы создания книги
Первым этапом создания любой книги является написание рукописи. Идея книги рождается у писателя в голове. Так произошло с нашим любимым писателем Виктором Драгунским. Он всегда писал книги для детей. Ему были понятны интересы детей. Автор придумал историю про животных, про волшебство, приключения.
Рисунки должны быть яркими, добрыми, чтобы читателю захотелось прочитать книгу.
Следующий этап – литературный редактор. Это человек, который отвечает за содержание книги, редактирует ее. Художественный редактор отвечает за оформление книги. Здесь формируется общий образ книги, ее макет. Если художественному редактору что-то не нравится, книга возвращается художнику на доработку с советами и поправками. Готовый оригинал книги с картинками отправляется на сканирование.
На компьютере верстается книга, после чего она отправляется на фабрику.
На фабрике монтируются фотоформы, а из них изготавливаются печатные формы. Печатают книги на станках.
Материал, из которого изготавливается книга - бумага. Из неё печатают страницы книги и обложку. Для изготовления книг используется много видов бумаги, но чаще всего это газетная, офсетная и мелованная.
Все остальные этапы: шитье книжного блока, изготовление переплетных крышек – также выполняются на специальном оборудовании машинами.
Готовая книга попадает в библиотеку или книжный магазин. Как видите, производство книги — процесс непростой, требует труда кропотливой работы многих специалистов. Вот такая книга в итоге получилась у Виктора Драгунского.
3. Создание собственной книги
Узнав, как изготавливается книга, мы захотели создать свою - настоящую. Создание книги всегда предполагает творчество. Опыта написания рукописной книги у нас ещё не было.
Сначала мы придумали историю - сказку про девочек Машу и Дашу, они дружили и в день рождения ходили в гости друг дружке.
В качестве главных героев мы решили изобразить самих себя и рассказали смешную историю. Сказку мы назвали «Мария и её день рождения». Мы рассказали её своим близким, они одобрили. Потом мы записали ее на бумагу. Нам очень хотелось, чтобы наша книга получилась интересной и веселой. И тогда мы решили, что одной сказки будет недостаточно и предложили своему однокласснику Даниилу придумать еще одну сказку. И это у нас очень хорошо получилось.
Мы придумали сказку «Как Даниил стал послушным мальчиком». Эта история о маленьком мальчике Данииле, который был не послушным и как он повстречался с гномом в стране наоборот.
Каждый из ребят участвовал в сочинении, вносил свои предложения. Это и было первым этапом создания книги.
Взрослые подсказали нам, что можно сделать книгу в печатном варианте. Мы начали печатать ее на компьютере.
По мере перепечатывания на компьютер рукописей, мы что-то изменяли, добавляли новые сюжеты в свою сказку. Наш учитель Марина Александровна помогала нам, она была нашим литературным редактором.
Мы придумали, как будут выглядеть герои нашей сказки. Рисунки к своей сказке мы использовали раскраски, раскрасили их сами, как художники-иллюстраторы.
Взрослые помогли нам вставить в текст раскраски - рисунки, и мы разместили их в нужных местах книги.
Листы распечатали на цветном принтере, собрали их в книжный блок, отрезали лишнее, добавили листы для форзаца и приступили к изготовлению переплета для нашей книги.
Осталось только склеить обложку, и, наконец, книга готова! Мы испытали настоящую гордость, держа ее в руках.
4. Презентация нашей книги
Настал момент презентации книги в классе.Мы представили наше творение одноклассникам, а также друзьям и родственникам.
Мы поделились историей о том, как написать и издать свою книгу: от замысла до воплощения. Рассказали, из каких шагов состоит весь процесс написания книги.
5. Анкетирование и опрос
А когда одноклассники прочитали наше произведение, мы попросили их ответить на вопросы:
1. Понравились ли вам сказки?
2. Понравилось ли вам оформление книги?
3. Считаете ли вы нашу книгу произведением искусства?
4. Хотели бы вы сами создать свою книгу?
В анкетировании участвовали 28 учеников из нашего класса.
В результате мы выяснили: наша книга пользуется 100 % успехом у одноклассников. На все наши вопросы ребята ответили положительно.
5.Понравилось ли вам оформление книги?
28 чел.
100 %
6. Считаете ли вы нашу книгу произведением искусства?
28 чел.
100 %
7. Хотели бы вы сами создать свою книгу?
28 чел.
100%
Мы поняли, что всем нашим одноклассникам очень интересна тема «Искусство создания книги» и все хотели бы создать свою книгу сами.
В заключении анкетирования мы раздали одноклассникам памятку как создать свою книгу самому (Приложение).
Заключение
Вот и подошла к концу наша работа на тему «Искусство создания книги».В ходе проведенной работы научились работать с научной литературой и материалами сети интернет.
Мы в своей работе:
· узнали о истории рождения книги;
· познакомились с этапами изготовления книги;
· создали свою книгу.
Нам удалось создать свою книгу, искусство ее создания оказалось интересным и увлекательным. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Все поставленные задачи выполнены!
Книга дарит человеку ни с чем не сравнимое благо для сердца и души.
Думаем, наша работа получилась интересной. Данную работу и презентацию можно использовать при подготовке классного часа, а также на уроках окружающего мира и на занятиях по внеурочной деятельности.
Памятка
«Как создать книгу самому»
1.Сначала нужно придумать сюжет сказки. Для этого надо придумать название и содержание сказки.2.Потом надо записать все придуманное на бумагу, отредактировать.
3.Если ты хочешь сделать книгу в печатном варианте, то напечатай ее на компьютере.
4.Придумай иллюстрации к своей сказке.
5.Попроси родителей вставить рисунки на компьютере в нужные места своей книги.
6.Листы распечатай на цветном принтере, собери их в книжный блок.
7.Изготовь переплет.
8.Скрепи все листы книги с переплетом и книга готова!
Список литературы
1. Бахтиаров А.А. История книги на Руси - СПб., 1890г.2. Говоров А.А. История книги (под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой),- М.: Просвещение, 2010 г.
3. Дацкевич В.А. « Как делают книгу» изд-во: Детская литература, 1987г.
4. Драгунский В.Э. « Денискины секреты» изд-во: Азбука, 2010 г.
5. Зубков Б. Д. « Книжка про книжку» Изд-во: Лесная промышленность, 1984г.
6.История книги на Руси [электронный ресурс] URL: https://biblio.temaretik.com/87576210130602981/istoriya-knigi-na-rusi/(дата обращения:19.12.18).
7. Маршак С.Я. « Как печатали вашу книгу» ДЕЗГИЗ, 1960г.
8. Ростовцев Е.А. История книжного дела. Учеб. Пособие - СПб., 2007-2009г.г.
9.Самая первая книга на Руси [электронный ресурс] URL: https://moiarussia.ru/samaya-pervaya-kniga-na-rusi/(дата обращения:10.02.19).