НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Маркова Е. А., Калашникова С. С. Игра как метод воздействия на неконструктивное поведение дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников и младших школьников. Как показывает практика, почти в каждой группе детского сада есть дети с недостатками поведения: одни не могут усидеть на одном месте и нескольких минут, постоянно что-то вертят в руках, пристают к детям, забирают у них игрушки, мешают им играть; другие могут наоборот часами играть в одиночестве, говорят тихо, плохо контактируют с другими детьми – такое поведение должно вызывать тревогу, т. к. оно нетипично для дошкольников; третьи подвержены вспышкам гнева, из-за любой конфликтной ситуации, устраивают истерику, если с чем-то не согласны, бросаются в драку.
Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение и поступки. Как закономерная форма поведения у определенной категории детей, агрессия не только сохраняется, но и развивается, формируясь в устойчивое качество личности. В связи с этим снижается личностный потенциал ребенка, возможности полноценного общения как между детьми, так и со взрослыми, меняется развитие детей.
Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, школ затрудняются в выборе адекватных средств реагирования.
Для этой цели необходима профилактическая работа, которая должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, не ограничиваясь только снятием внешних проявлений нарушенного развития.
Профилактика агрессивности - это совокупность педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия, а не на подавление агрессивного поведения у детей, как деструктивной формы.
В работе с детьми дошкольного возраста, направленной на работу с неконструктивным поведением, более действенными являются не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты), а косвенные – прежде всего игра.
Для того, чтобы правильно подобрать подходящую игру тому или другому ребенку, педагогу необходимо ознакомиться с типичными формами неконструктивного поведения дошкольников:
v -импульсивное;
v -демонстративное;
v -протестное;
v -агрессивное;
v -недисциплинированное;
v -конформное;
v -симптоматическое поведение.
В зависимости от формы неконструктивного поведения, мы используем следующие игры.
Для коррекции импульсивного поведения - игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребе­нок желает играть и не хочет разрушить игру, поэтому вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила). Создают наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением игры-соревнования с правилами. Они отличаются не толь­ко четкостью, понятностью, но и открытостью: вы­полняет ребенок правила игры или нарушает — это тут же замечают другие игроки. Отличный пример игр с правилами и одновременно игры-соревнова­ния - это настольная игра «Лото» и игры «Бродилки».
Для преодоления конформного поведения детей очень хорошо подходят: игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры. Начать следует с игр образ­но-ролевых и психотехнически раскрепощающих иг­р, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчи­вость, тревожность, трусость. Ребенок принимает на себя не просто роль, а роль-образ. Дети по-сво­ему разыгрывают тот или иной образ, поэтому сказать, что это неправильно нельзя, они чув­ствуют себя хозяевами своего поведения, а это приносит им удовлетворение собой, что положительно сказывается на их самооценке. На заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми целесообразно поиграть в Игры-драматизации, в театрализованные игры, в которых дошкольники, разыгрывают сюжет литературного произведения.
В работе по коррекции протестного поведения детей хорошо зарекомендовали себя коллективные дидактические игры. Дети с протестным пове­дением, как правило, конфликтуют с другими детьми из-за присущего им упрямства и эгоизма. Дети не желают или не умеют договариваться, что приводит к распаду со­вместных занятий и игр.
Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостат­ки возможно, если включить его в совместную дидак­тическую игру с другими детками. В коллективной дидактической игре ребенок с протестным поведением приобретает возможность увидеть в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с проте­стным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожела­ния партнеров и скоординировать с ними свои дейст­вия. В ряде исследований показано, что сутью совмест­ной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими. Получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Пребывание в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания с другими детьми становится важным для ребенка и в дальнейшем.
Для коррекции демонстративного поведения детей преимущественно используют сюжетно-ролевые игры, которые являются активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социа­лизирующим эффектом. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С.Г.Якобсона. В них показана несостоятельность при­нятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как в этом случае ребенку, по сути, навязывается для подражания пока чуждый ему идеал. Поэтому бо­лее целесообразно предоставить ребенку с демонстра­тивным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения — положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отде­лить свои негативные действия, черты характера в ро­ли игрового персонажа от себя самого, сделать их оп­ределенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, и на­конец, отказаться от них.
Для ослабления внутренней агрессивной напряженности ребенка и коррекции агрессивного поведения детей применяют психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры, направленные на осознание своих враждебных пережива­ний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозмож­ных «бросалок» и «кричалок» — это своеобразный ка­нал для выпуска агрессивными детьми разрушитель­ной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.
После игры-освобождения полезно предложить ре­бенку игровое упражнение, позволяющее ему осоз­нать свое поведение или состояние. Психотехнические освобождающие игры и игро­вые упражнения подготавливают ребенка с агрессив­ным поведением к участию в режиссерской игре.
Для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для раз­решения значимых для ребенка затруднений непо­средственно в игре безусловно идеально подходят режиссерские игры, в которых ребенок распреде­ляет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. В режиссерской игре ребенку необходимо предоста­вить возможность самостоятельно организовывать иг­ровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаи­моотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режис­серская игра, выполняя психотерапевтическую роль (ребенок может проявить свою агрессию «спря­тавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагоги­ческие коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свиде­телями», то он невольно встает на место каждого персонажа, что позволяет прочувствовать, осознать его положение. Таким образом, в режиссер­ской игре ребенок с агрессивным поведением посте­пенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить раз­личные варианты поведения в ней и выбирать прием­лемый. Кроме того, у ребенка развивается способ­ность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.
Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в пол­ном объеме и с большей функциональностью кор­ректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и до­школьного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более под­готовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Список литературы

1.       Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990.
2.       Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
3.       Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в до­школьном возрасте. М., 2000.
4.       Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992.
5.       Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
6.       Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126.

2020