Проявление агрессивности часто наблюдается в детском коллективе среди дошкольников и младших школьников. Как показывает практика, почти в каждой группе детского сада есть дети с недостатками поведения: одни не могут усидеть на одном месте и нескольких минут, постоянно что-то вертят в руках, пристают к детям, забирают у них игрушки, мешают им играть; другие могут наоборот часами играть в одиночестве, говорят тихо, плохо контактируют с другими детьми – такое поведение должно вызывать тревогу, т. к. оно нетипично для дошкольников; третьи подвержены вспышкам гнева, из-за любой конфликтной ситуации, устраивают истерику, если с чем-то не согласны, бросаются в драку. Это объясняется тем, что дети еще не научились контролировать свое поведение и поступки. Как закономерная форма поведения у определенной категории детей, агрессия не только сохраняется, но и развивается, формируясь в устойчивое качество личности. В связи с этим снижается личностный потенциал ребенка, возможности полноценного общения как между детьми, так и со взрослыми, меняется развитие детей. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений, школ затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Для этой цели необходима профилактическая работа, которая должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, не ограничиваясь только снятием внешних проявлений нарушенного развития. Профилактика агрессивности - это совокупность педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия, а не на подавление агрессивного поведения у детей, как деструктивной формы. В работе с детьми дошкольного возраста, направленной на работу с неконструктивным поведением, более действенными являются не прямые манипулятивные методы (наказания, запреты), а косвенные – прежде всего игра. Для того, чтобы правильно подобрать подходящую игру тому или другому ребенку, педагогу необходимо ознакомиться с типичными формами неконструктивного поведения дошкольников: v -импульсивное; v -демонстративное; v -протестное; v -агрессивное; v -недисциплинированное; v -конформное; v -симптоматическое поведение. В зависимости от формы неконструктивного поведения, мы используем следующие игры. Для коррекции импульсивного поведения - игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры. Игры с правиламихороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок желает играть и не хочет разрушить игру, поэтому вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила). Создают наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением игры-соревнования с правилами. Они отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это тут же замечают другие игроки. Отличный пример игр с правилами и одновременно игры-соревнования - это настольная игра «Лото» и игры «Бродилки». Для преодоления конформного поведения детей очень хорошо подходят: игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры. Начать следует с игр образно-ролевых и психотехнически раскрепощающих игр, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость. Ребенок принимает на себя не просто роль, а роль-образ. Дети по-своему разыгрывают тот или иной образ, поэтому сказать, что это неправильно нельзя, они чувствуют себя хозяевами своего поведения, а это приносит им удовлетворение собой, что положительно сказывается на их самооценке. На заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми целесообразно поиграть в Игры-драматизации, в театрализованные игры, в которых дошкольники, разыгрывают сюжет литературного произведения. В работе по коррекции протестного поведения детей хорошо зарекомендовали себя коллективные дидактические игры. Дети с протестным поведением, как правило, конфликтуют с другими детьми из-за присущего им упрямства и эгоизма. Дети не желают или не умеют договариваться, что приводит к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребенка недостатки возможно, если включить его в совместную дидактическую игру с другими детками. В коллективной дидактической игре ребенок с протестным поведением приобретает возможность увидеть в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит ребенка с протестным поведением перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия. В ряде исследований показано, что сутью совместной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими. Получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Пребывание в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания с другими детьми становится важным для ребенка и в дальнейшем. Для коррекции демонстративного поведения детей преимущественно используют сюжетно-ролевые игры, которые являются активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Правомерность такого методического подхода подтверждают эксперименты С.Г.Якобсона. В них показана несостоятельность принятого в традиционной педагогике метода ссылки только на лучшие образцы, положительные примеры, так как в этом случае ребенку, по сути, навязывается для подражания пока чуждый ему идеал. Поэтому более целесообразно предоставить ребенку с демонстративным поведением возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения — положительным и отрицательным. В этом случае ребенку проще отделить свои негативные действия, черты характера в роли игрового персонажа от себя самого, сделать их определенной внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и назначение, и наконец, отказаться от них. Для ослабления внутренней агрессивной напряженности ребенка и коррекции агрессивного поведения детей применяют психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры, направленные на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок» и «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре. Для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре безусловно идеально подходят режиссерские игры, в которых ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. В режиссерской игре ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режиссерская игра, выполняя психотерапевтическую роль (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагогические коррекционно-развивающие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», то он невольно встает на место каждого персонажа, что позволяет прочувствовать, осознать его положение. Таким образом, в режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребенка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей. Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.
Список литературы
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990. 2. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001. 3. Михайленко Л.Я., Короткова Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 2000. 4. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет. М., 1992. 5. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000. 6. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1993, № 3, с. 121—126.