Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Калинина Т.А. Использование рабочей тетради при подготовке к государственной итоговой аттестации в средней школе

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


В настоящее время одной из главных задач, поставленных перед учителем, является воспитание ребёнка как всесторонне развитой личности, компетентной, ответственной, способной быть конкурентоспособной при поступлении в высшие учебные заведения. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо так организовать учебный процесс, чтобы эффективно осуществлялась обратная связь и учащийся мог не только под руководством учителя, но и самостоятельно пополнять свои знания, отрабатывать умения и навыки. Дидактическим средством, отвечающим таким запросам современного обучения, является рабочая тетрадь.
Я предполагаю, что использование рабочей тетради как средства обучения на занятиях по русскому языку в средней школе значительно улучшит уровень подготовки учащихся к основному государственному экзамену, при условии, что данная рабочая тетрадь будет качественно дополнять прочие средства обучения и удовлетворять психолого-педагогическим требованиям – соответствию тематике занятия; чёткому выделению основного в содержании обучения; обеспечению наглядности, доступности, лаконичности; последовательному вовлечению учащихся в мыслительный процесс.
Рассмотрим наиболее известные современные рабочие тетради по подготовке учащихся к основному государственному экзамену по русскому языку в девятом классе.
Рабочая тетрадь «Русский язык. ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты» И. П. Цыбулько представляет собой сборник типовых экзаменационных вариантов. Она позволяет учащимся самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену и объективно оценить уровень своей подготовки. Следует отметить, что автор данной рабочей тетради – специалист в области разработки методических материалов для подготовки к выполнению ОГЭ. Пособие И.П. Цыбулько имеет практическую направленность. Ученик, помимо выполнения заданий, имеет возможность ознакомиться с системой оценивания, процедурой прохождения экзамена [3, 240].
Достойно выдержать экзамен поможет учащимся и рабочая тетрадь «Русский язык. ОГЭ-2019. 9-й класс. Тематический тренинг» Н. А. Сениной. Благодаря этому пособию учитель сможет организовать поэтапную подготовку к ОГЭ, так как оно содержит комплекты тренировочных заданий, сгруппированных по темам. Таким образом, учащиеся могут проработать каждое задание в отдельности, закрепив при этом и теоретические сведения [2, 384].
Незаменимым помощником в подготовке к итоговой аттестации станет учебный курс «Я сдам ОГЭ!», созданный авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке измерительных материалов ОГЭ: Цыбулько И. П., Александровым В. Н., Александровой О. И. Курс включает в себя три рабочих тетради, направленных на подготовку учеников по каждой из частей экзамена: «Я сдам ОГЭ! Русский язык. Задание 1. Сжатое изложение», «Я сдам ОГЭ! Русский язык. Задания 2—14. Анализ текста», «Я сдам ОГЭ! Русский язык. Задание 15. Сочинение». Благодаря этому курсу учащиеся получат все необходимые знания для успешной сдачи экзамена по русскому языку, сумеют освоить методику написания сжатого изложения и сочинения [4, 320].
Отработать задания второй части ОГЭ по русскому языку поможет учащимся рабочая тетрадь «Типовые тестовые задания ОГЭ» Егораевой Г.Т. В вариантах рассмотрены все типы заданий разной степени сложности, которые могут встретиться учащимся на экзамене. Пособие отлично подойдёт для самостоятельной подготовки, так как информация в нём дана понятно и чётко, с подробными инструкциями и комментариями о ходе работы [1, 128].
Систематические занятия с учащимися 8-9 классов по вышеупомянутым рабочим тетрадям позволяют сделать вывод, что их использование при подготовке к итоговой аттестации эффективно, об этом говорят результаты входной и выходной диагностик у учащихся 9 класса. Дети работают по этим тетрадям не только под руководством учителя, но и самостоятельно, так как представленный теоретический минимум позволяет учащимся свободно овладеть информацией и применить её на практике. Рабочая тетрадь способствует поэтапному формированию мыслительной деятельности, позволяет учителю исправлять ошибки учащегося на каждом этапе работы. Кроме того, видна заинтересованность детей при работе в данных тетрадях, когда ученик может побыть в роли учителя, оценив самого себя или своего одноклассника, когда он знакомится с отрывками из интереснейших произведений современной русской литературы.
Таким образом, анализ данных пособий показывает, что они решают следующие задачи образовательного процесса:
– позволяют отработать все типы заданий ОГЭ по русскому языку;
– формируют навык работы с текстом;
– формируют языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции.
Обращаясь к опыту зарубежных коллег, можно отметить, что рабочие тетради получили признание и у иностранных педагогов. В статье преподавателя из Америки Крис Бейлс «10 удивительных преимуществ рабочих тетрадей» отмечается, что современное образование уже невозможно представить без использования рабочих тетрадей, так как они вызывают интересную дискуссию, могут научить навыкам критического мышления, помогают с лёгкостью спланировать урок [5].
Использование рабочей тетради – один из современных способов обучения в школе, позволяющий решить проблему индивидуализации и дифференциации. Она учит самостоятельно решать нестандартные задачи, проявлять креативность, развивает чувство ответственности и внимательности, а самое главное – вызывает интерес ребёнка к учению. Практика показывает, что использование предметных рабочих тетрадей позволяет достичь более высоких результатов в обучении, а при подготовке к государственной итоговой аттестации они становятся незаменимыми помощниками учащегося.

Библиографический список

1.       Егораева Г.Т. Типовые тестовые задания ОГЭ. Русский язык. Рабочая тетрадь. – М.: Экзамен, 2019. – 128 с.
2.       Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тематический тренинг. ОГЭ – 2019. – М.: Легион, 2019 – 384 с.
3.       Цыбулько И.П. Русский язык. ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. – М.: Национальное образование, 2019. – 240 с.
4.       Цыбулько И.П. и др. Я сдам ОГЭ! – М.: Просвещение, 2019. – 320 с.
5.       [Электронный ресурс]. www.weirdunsocializedhomeschoolers.com/10-surprising-benefits-using. (дата обращения: 07.08.2019)
2019