НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Старлытова А.С. Педагогическое общение как условие установления взаимопонимания и взаимодействия между учителем и детьми в начальной школе

Библиографическое описание:
Старлытова А.С. Педагогическое общение как условие установления взаимопонимания и взаимодействия между учителем и детьми в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагога.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Оптимальное общение учителя в начальных классах это: Вербальное общение –это речь. Невербальные средства– это интонация, мимика, позы, жесты, взгляд, расстояние между собеседниками.

Эффективное общение учителя начальный классов:

1. Важно создать безопасную среду обучения поддерживающими отношениями

Поддерживающие отношения между учащимися и учителями оказывают положительное влияние на вовлеченность в занятия, участие и достижения учащихся.

Это связано с тем, что когда учащиеся чувствуют поддержку, им легче выражать свои мысли и идеи в обсуждениях, решать задачи и спрашивать, когда им нужна помощь. Более высокий уровень вовлеченности и участия приводит к лучшему развитию знаний и большим достижениям.

2. Больше командной работы

Работа в команде и групповые обсуждения способствуют созданию более комфортной атмосферы. Работая в малых группах, учащиеся могут легче делиться своими идеями и улучшать свои коммуникативные навыки. Эти мероприятия также дают им хорошую возможность задать вопросы и получить отзывы о своей работе, что приведет к эффективному общению между учителем и детьми.

3. Язык тела

Общение бывает не только вербальным, но и невербальным: учитель должен следить за тем, чтобы сигналы, которые он подаете через язык тела, были позитивными, уверенными и привлекательными. Например, зрительный контакт с детьми во время разговора показывает, что вы поддерживаете их и внимательны.

Во время обучения учитель должны использовать жесты, чтобы подчеркнуть свои слова. Это повышает интерактивность занятия, делая его визуально более интересным и, следовательно, более запоминающимся. Нужно держать руки открытыми — не сгибать их — и используйте улыбки, кивки и большие пальцы, чтобы подбодрить учащихся, когда они участвуют.

Язык тела также важен при работе с негативным поведением. Можно спуститься на уровень ребенка и тихо поговорить о его поведении или поговорить с ними за пределами класса, чтобы не привлекать слишком много внимания.

4. Активное слушание

Умение слушать учеников принесет пользу в образовательный процесс. Во-первых, учитель будет образцом для своих учеников, которые улучшат свои навыки аудирования и, таким образом, лучше усвоят уроки. Во- вторых, используя активное слушание, учитель может исправить недопонимание и расширить обучение. Активное слушание включает в себя внимательное слушание того, что говорят ученики, проверку того, правильно ли понял их учитель.

5. Обратная связь

Обратная связь также является важным компонентом общения с детьми. В последние годы было проведено много исследований, посвященных обратной связи. Было показано, что положительная обратная связь (т. е. похвала) укрепляет уверенность учащихся, заставляя их больше верить в то, что они могут добиться успеха, и помогает создать благоприятную среду и повысить успеваемость.

6. Чувство юмора

Использование юмора в процессе обучения способствует позитивному отношению между учениками и учителями. Это позволит установить взаимопонимание с детьми и поддержать их интерес к занятиям.

Как правило, в процессе своей профессиональной деятельности каждый учитель комбинирует стили педагогического общения, исходя из учебных умений класса, уровня подготовки и развития учащихся, психологического климата в учебной аудитории, личностных качеств и творческой индивидуальности педагога.

Каждый педагог должен строго контролировать свое речевое поведение и постоянно совершенствовать свои речевые навыки и умения.

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии.

Литература

1. Буева, Л. П. «Человек: деятельность и общение» / Л. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.

2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. «Социальная педагогика»: Курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М., 2000.

3. Кан-Калик В. А. «Учителю о педагогическом общении»: Кн. Для учителя / В. А. Кан-Калик. — М.: Просвещение, 1987.
2023