Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Кирсанова Е.И. Литературно-музыкальная композиция «Прости, родная, …»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Цели:
·           Практическая цель: заставить задуматься об особом отношении к своим мамам, о сыновней благодарности; помочь учащимся и их мамам найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей.
·           Развивающая цель: способствовать развитию индивидуальных способностей, интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность, создание благоприятных условий для развития нравственного, коммуникативного и творческого потенциалов учащихся.
·           Воспитательная цель: воспитывать у учащихся внимательное, заботливое уважительное, бережное отношение к матери, готовность помочь ей в любую минуту.
Используемые методы и приемы:
· Словесные (рассказ педагога, объяснение);
· Наглядные (показ);
· Поощрение;
· Создание ситуации успеха.
Педагогические технологии: активные методы обучения.
Ожидаемые результаты: 1. Расширение кругозора; 2. Пробуждение интереса к проведению совместного со взрослыми мероприятий; 3. Формирование положительных эмоций; 4. Развитие коммуникативных умений; 5. Повышение творческой активности подростков.
Оборудование: проектор; презентации «Разговор с богом», «Социальный ролик о маме», «Всем мамам, молящимся за своих сыновей, посвящается…» (автор – Фирсов Алексей). Видеоклип группы «Баста» «Мама». Газеты ко Дню матери.
Ход мероприятия:
1.Показ презентации «Разговор с богом».
2. Слово ведущей: Сегодня мы по традиции отмечаем День матери, потому что это праздник каждого человека на Земле. Мамы подарили нам жизнь, и только за это мы уже должны быть перед ними в неоплатном долгу. Мы не знаем, как складывалась ваша жизнь до сегодняшнего момента, какие у вас были отношения с мамой, наверное, не у всех, всё было хорошо. Наша задача сегодня – напомнить всем вам о том, что «родителей не выбирают», что «непочитание матери - есть один из смертных грехов», что человек, обижающий свою мать, никогда не будет счастлив.
И сейчас, чтобы как-то ваши с мамой отношения определить, мне хочется предложить вам составить цепочку ассоциаций на слово «мама». Ассоциации – это первое бессознательное слово, которое приходит вам на ум при этом слове. Начнём с меня по кругу: «Мама – плечо» (по кругу все говорят свои ассоциации).
Слово ведущей: Да, все слова разные, есть и очень грустные, но ведь отношения между двумя людьми – это не односторонний процесс. Каждый должен анализировать свои поступки и делать какие-то шаги навстречу друг другу, чтобы эти отношения стали гармоничными, чтобы найти золотую середину, и тогда между вами наступит согласие, которое, в первую очередь, нужно вам.
3. Показ презентации «Социальный ролик о маме».
4. Слово ведущей:
-Как вы понимаете слово «социальный»?
-Что хотели сказать обществу, т.е. нам с вами, создатели ролика?
-Какова роль матери в  нашей жизни?
5. Чтение стихотворения « Не обижайте матерей» (читает ученик 12 класса Зиннятуллов Руслан).
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
6. Слово ведущей: Да, обижаться на мам непозволительно. Ни одна мать, какою бы плохою она ни была, не желает своему ребёнку зла, она всегда молит Бога о том, чтобы у   сына всё было хорошо, чтобы обошли его все беды и печали, чтобы он был счастлив. Знайте, что материнская молитва до Бога первой доходит. Об одной такой  истории, описанной в православном журнале «Фома», нам расскажет наш библиотекарь Нина Николаевна.
7. Рассказ Н.Н.Панковой «Молитва матери»
8. Чтение стихотворения Александра Юфика «Моей маме»  (читает ученик 10 класса Гусев Сергей).
Пред тобой я склоняю колени,
Моя добрая, милая мать.
Как люблю я тебя, к сожаленью,
Не успел тебе это сказать.
Не успел я, так часто бывает,
Все казалось еще впереди...
Жизнь так быстро порой угасает,
Смотришь - руки уже на груди...
А душа улетела, не слышит,
И спеши - не спеши, не догнать.
Только ветер калитку колышет
И пытается что-то сказать.
Я сегодня калитку прикрою
И с тобой посижу в тишине.
Свою тайну тебе я открою:
Пусто мне без тебя на Земле.
9. Показ видеоклипа группы «Баста» «Мама».
10. Слово ведущей:
(пересказ сочинения воспитанника «Поступок, за который я себя осуждаю…»).
Знаю, что у нас у всех много поступков, за которые мы себя осуждаем. И больше всего эти поступки связаны с мамой. Так вот, никогда не поздно покаяться за них, пусть даже сегодня, спустя время. Покаяние – это всегда отпущение грехов, надо только чётко знать, что мы всегда должны помнить о маме, о  сыновнем долге, о материнском сердце.
11.Чтение стихотворения « А сердце матери...» (читает учитель химии и биологии Марина Николаевна Томилова).
А сердце матери – оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери – честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
12. Слово ведущей: Мы отвечаем перед Богом за своё отношение к матери – это бесспорно, а вот как она молится за своих сыновей, как их оберегает, мы сейчас увидим в презентации нашего воспитанника Фирсова Алексея.
13. Демонстрация презентации «Всем мамам, молящимся за своих сыновей, посвящается…» (автор – Фирсов Алексей).
14. Чтение стихотворения «Я подойду к родному дому» под музыку «Отчего так в России берёзы шумят?» (читает ученик 9б класса Пастухов Максим).
Я подойду к родному дому,
Когда еще все будут спать.
Я постучу в окно тихонько,
Чтоб услыхала только мать.
Ты прости за бессонные ночи,
За обиды, что раньше принес.
Я прошу тебя, мамочка, очень -
Проведи эти годы без слез.
Проведи без тревоги за сына,
Постарайся душой не болеть.
Я хочу, чтоб тебя обходила
Стороною любая болезнь.
И еще, ты не думай, что будет со мной.
Я пройду через эти года!
И вернусь! И тогда в нашем доме
Будет здорово, как никогда!
15. Слово ведущей: Мы уверены, что сегодняшняя наша встреча не прошла даром, мы видели ваши глаза, мы слышали ваше дыхание, мы чувствовали ваше настроение. И пусть не только в День матери, а всегда вам захочется написать ей письмо, сказать тёплые слова, попросить прощение. Материнское сердце милосердно. Она просто в очередной раз подойдёт к иконе и помолится за вас, чтобы вы быстрее освободились и стали  настоящими мужчинами во всём! Мы дарим вам всем стихотворение собственного сочинения нашего воспитанника, ученика 9 б класса Фомина Андрея. Вы это можете переслать своим мамам письмом или передать при встрече. В нём, на наш взгляд, переданы все ваши мысли и несказанные слова.
Мечтаю о маме… Нет в жизни милей,
Родней и любимее грустных очей.
Лишь мамино сердце способно любить!
Лишь мамино сердце всё может простить!
Как только начну свою жизнь вспоминать:
Везде богомолица, скорбная мать.
Ведь только она мне во всём помогала,
Любила, страдала, всегда выручала.
Плохой я советчик, но должен сказать:
« Не смейте своих матерей обижать»!
Библиографический список:
1. Цимбаленко, С. В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 55-58.
2. Шерстнёва, Е. Г. Задача о празднике "День матери" / Е. Г. Шерстнёва // Педагогические технологии. – 2014. – № 1. – С. 140-142.
e-mail: kirs63@yandex.ru
телефон: 89061441137
2018