Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Каданцева И.В. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования перейти к формированию универсальных способностей личности. Достижение этой цели прямо связано с индивидуальными образовательными маршрутами.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит, повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Модель индивидуального маршрута учащегося представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:
Концептуальный, который представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся являются: дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений; методическое сопровождение учителя в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута: возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся; образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром; мониторинговая системы оценивания результатов обучения.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога – предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы: постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки), самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля); выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, конкретизация цели (выбор курсов, факультативов), оформление маршрутного листа.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, выбора направления дальнейшего обучения; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки в ИОМ; активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ; организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Средствами реализации ИОМ являются следующая информация и критерии: предельно допустимые нормы учебной нагрузки; учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента; особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами; варианты расчета учебной нагрузки; правила заполнения бланка; возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности, так и элективного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие общеучебные умения и навыки ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы. Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист индивидуального образовательного маршрута.
В результате работы с индивидуальными образовательными маршрутами реализуется положительная динамика качества обучения в классе; повышается уровень предметных и метапредметных результатов; повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности; увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад.
Любой ученик, какой бы он ни был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
На мой взгляд, обеспечение в школе реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования

Библиографический список

1.       Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2015.
2.       Соколова, Е.Н. Реализация индивидуального образовательного маршрута в образовательной деятельности школьника. [Электронный ресурс].URL:https://infourok.ru (дата обращения: 04.11.2019).
3.       Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2010
2019